Сцена 5-я. Юные и взрослые партнеры
Эдик Купоросов-Гаврик
- В интервью 2004 года вы называли таких своих партнеров по съемкам, как Весник, Серебряков, Табаков. Хочется, чтобы вы вспомнили и других, с кем выходили на съемочную площадку. Если это взрослые актеры или режиссеры, то какой след в вашей жизни они оставили? Если же говорить о ребятах-актерах, то, может быть, вам известно что-то об их дальнейшей судьбе?
- Сейчас у меня такое впечатление, что не было ни одного известного актера того времени, с которым бы я не столкнулся на площадке. Боюсь даже, что всех и перечислить не смогу. Да, думаю, и не нужно.
Запомнился Сергей Никоненко (матрос Жуков из "Паруса..."), когда он сам, без дублера, прыгал с "Тургенева" в море. Тогда был легкий шторм. Никоненко прыгал, а чуть дальше его подбирал катер, где гримеры сушили ему волосы, а костюмеры - костюм для следующего дубля. Там же артисту для согрева наливали коньяку. И так несколько дублей. Тогда я для себя решил, что, если у меня когда-нибудь будут трюковые съемки, я тоже буду все делать без дублеров. И я уверен, что дело было не в деньгах (за трюки платили тогда хорошо, кажется, 50 рублей за дубль). Дело было в принципе.
В дальнейшем, на съемках "Золотых туфелек" мне и самому довелось исполнять трюки. По фильму мой герой Артемка должен был забраться на церковную колокольню и гранатой снять пулеметчика. Я был просто уверен, что буду все делать сам, и, когда увидел приехавшего каскадера, был просто взбешен. Как же так, я артист цирка, воздушный гимнаст, и буду смотреть, как вместо меня дублер будет исполнять такой элементарный трюк!!! Все свое негодование я выплеснул на В.Козачкова. Он что-то нудно мне объяснял про то, что, если со мной что-нибудь случится, съемки придется сворачивать и т.д. Я стал допекать каскадера, но тот просто сказал, что ему нужно зарабатывать себе на жизнь, а я своими воплями лишаю его семью пропитания. Тогда я махнул на всех рукой и, пока каскадер разминался перед работой, втихаря забрался на эту злосчастную колокольню, где в тот момент находились режиссер В.Козачков и оператор Л.Бурлака...
Крику было, конечно, на всю округу. Но в результате было принято компромиссное решение: мы с каскадером поделили эту работу пополам. И я был доволен, и семья дублера не умерла голодной смертью J.
А еще запомнилось, как на озвучании "Белеет парус..." самое первое "кольцо" (фрагмент текста) у меня никак не получалось. Вообще, никаких сложностей тонировка мне не доставляла. Мы, мальчишки, быстро поняли, что надо попадать в артикуляцию на экране, и довольно легко управлялись с этим процессом. Но тут, то ли оттого, что после предыдущего фильма давно не было практики, то ли оттого, что попалось сложное "кольцо" с длинным и трудным текстом, я никак не мог все сделать правильно и так, как хотел режиссер А.Войтецкий. Это была сцена с матросом Жуковым, когда я объяснял ему, что такое "слепая рыба". Пока я мучался, репетировал, Войтецкий с Никоненко сидели у меня за спиной и уже полчаса изнывали от тоски. Потом я услышал, как кто-то из них сиронизировал, что мне запросто можно доверять дубляж зарубежных фильмов. Меня охватила такая злость на себя, что в ту же секунду у меня все получилось в лучшем виде J.
С Эдиком Купоросовым мы как расстались после съемок "Белеет парус...", так больше и не встречались. И я не знаю, где он сейчас и чем занимается. Дольше всех я общался с Серебряковым - наверное потому, что мы оба из Москвы. Но уже лет пятнадцать мы не виделись.
Сцена 6-я. О месте кино в жизни
- К сожалению, многие ленты с вашим участием уже давным-давно не показывают, и в воспоминаниях от них остались лишь маленькие отрывки. А сколь хорошо вы помните свои фильмы? Удается ли вам их пересматривать? Как по-вашему, были бы они интересны и сегодняшним детям или это кино, которое окончательно "ушло" вместе со взрослением нашего поколения, родившегося в 60-е?
- Конечно, я помню далеко не все. Иногда вдруг всплывают какие-то эпизоды тех лет, которые, казалось, уже забыл напрочь. Как уже говорил, я давно не видел своих фильмов. По телевидению их перестали показывать, а жаль. И в домашней фильмотеке они отсутствуют, потому что, когда они шли по телевидению, не было возможности их записать. Сейчас стали опять показывать фильмы с революционной тематикой, и их смотрят и дети, и родители. Думаю, что и фильмы, где я играл, смотрелись бы с интересом.
- Вадим, как бы вы определили место кинематографа среди своих жизненных "университетов"? Что было бы, не будь съемок в детстве?
- Мне повезло, что я снимался в кино. Это разнообразило мою детскую жизнь, я приобрел новый опыт, как жизненный, так и творческий. Несомненно, без кино жизнь была бы не такой яркой, а воспоминаний было бы меньше.
- Часто ли вы сегодня "выходите" на съемочную площадку в своих снах? И нет ли у вас желания (или шансов) вновь попасть в кино наяву?
- Сны, о которых вы говорите, возможно, и были, пока шли съемки, но потом они исчезли. А насчет шансов не знаю, но, если бы поступило такое предложение, я, пожалуй, рискнул бы принять его. Однако теперь все воспринимается гораздо серьезнее и стало больше сомнений в себе: а вдруг не смогу? вдруг не получится?