Сцена 3-я. Кино и цирк
- Через некоторые ленты с вашими детскими ролями проходит более-менее заметная цирковая тема ("Волшебный круг", "Белеет парус одинокий"). С учетом того, что вы потомственный цирковой человек, появление данной темы, на ваш взгляд, было совпадением или какой-то закономерностью?
- Не думаю, что цирковая тема в фильмах была связана с профессией моих родителей. Пожалуй, это простое, но приятное совпадение.
- Пригождался ли вам на съемках какой-то детский опыт цирковой жизни и, наоборот, в цирке (и в детстве, и во взрослые годы) - опыт кинематографический?
- И тот, и другой опыт всегда дополняли друг друга. Навыки актерского мастерства много раз помогали мне в цирке. Это и детские "елочные" спектакли, где я бывал в ролях от "пионера" до "Бабы Яги", и работа в простых представлениях. Ведь публике приятнее смотреть цирковое представление, когда в нем принимают участие артисты, а не просто спортсмены. Так же и в кино я в каких-то эпизодах пользовался своими цирковыми навыками.
- "Кино, по сравнению с цирком, это весьма легкий труд", - сказали вы в упомянутом прошлогоднем интервью. Можете ли немного развить эту мысль и пояснить, как вы в своей жизни распределили симпатии между этими двумя музами? И не сокрыта ли (извините за провокационность вопроса) в этой вашей фразе некая потаенная обида, сожаление: ведь кино способно принести гораздо больше славы, чем труд на арене, но в кино вы не остались... Нет ли тайного желания вернуться лет на 25 назад, чтобы на перепутье кино и цирка выбрать другую дорогу?
- Фразу, которую вы процитировали, я впервые сказал, когда мне было лет 12, и остаюсь при своем мнении до сих пор. Просто я видел, как вкалывают артисты цирка, сколько труда вкладывается в каждый номер перед тем, как показать его публике. И дело не только в физических нагрузках; я говорю о совокупности многих составляющих, большинство из которых ложатся в кино на плечи других людей, остающихся за кадром. Абсолютно не хочу умалять труд киноактеров. В каждой профессии, если ей служить добросовестно, есть много своих нюансов и сложностей. Но мне кажется, что ближе всего к цирку по самоотдаче театр.
А сожалений о том, что я не продолжил карьеру в кино, у меня нет. Во всяком случае, теперь. Хотя сразу после окончания съемок в последнем фильме я очень ждал продолжения и новых приглашений. Которые, кстати говоря, были, но позже, когда я уже выбрал для себя цирк. Было предложение от Одесской киностудии сняться в фильме (уже не помню названия), от которого я отказался в пользу цирка. Было еще одно приглашение на пробы фильма "И на камнях растут деревья" (Студия им.Горького, режиссер С.Ростоцкий). Но дальше собеседования дело не пошло, так как какой из меня викинг с моей внешностью J... Вот тут было действительно обидно, что меня не взяли. Не из-за самого факта съемок, а из-за того, что часть этих съемок должна была происходить в Норвегии, как сказал мне ассистент режиссера. Представляете, в то время уехать на съемки за границу, да еще и в капстрану! А вот то, что на этот фильм не прошел Леша Серебряков, меня очень удивило и тоже расстроило. Мы тогда с ним тесно общались и я искренне переживал за него.
Сцена 4-я. Житье-бытье ребенка-актера
- На первый взгляд, совершенно понятно, чем ребенок-актер отличается от ребенка-неактера: он участвует в съемочном процессе. Но давайте немного конкретизируем - как это выглядело в вашем случае? Сколь долгими были киноэкспедиции? Сколь далеко приходилось уезжать от дома? Где жить? Как решался при этом вопрос учебы? Вообще - сколь напряженной была эта жизнь, сколь трудной и изматывающей? Или все давалось легко? Кто или что помогало вам, подростку, справляться с этим ритмом?
- Ну, поскольку я был цирковым ребенком, то переезды из города в город были привычным для меня делом. Я с самого раннего детства ездил с родителями по разным городам. И когда пошел в школу, продолжал ездить. Меня оставляли у бабушек, только когда родители уезжали на гастроли за границу. Вот так и учился - месяц в одной школе, месяц в следующей и т.д. Поэтому, приехав на съемки, я никакого дискомфорта не ощущал. В самых первых фильмах меня всюду сопровождала моя бабушка, тоже бывшая артистка цирка. Так что и ей не составило труда обустроить гостиничный быт: сказался огромный опыт кочевой нашей жизни.
Единственное, что было непривычно, так это то, что в школу на съемках ходить было совершенно некогда. Нам с Эдиком Купоросовым приглашали учителей, которые приходили по вечерам в гостиницу учить нас уму-разуму. Иногда приходилось и самим ходить к учителям на дом после съемочного дня. А потом, когда приближались каникулы, мы шли в обычную школу и там сдавали экзамены за четверть, экстерном. Конечно, все это было для нас очень трудно. Но все лишения уже наутро забывались - таковы преимущества того возраста.
И от съемок мы тоже уставали и, бывало, отказывались сниматься, ставя условия режиссеру. В основном все эти наши условия сводились к тому, чтобы нам дали пострелять из какого-нибудь оружия из арсенала пиротехника.
- Одни считают, что кино - это чудо. Другие - что всего лишь более-менее трудная работа. А каким было ваше детское восприятие кинематографа изнутри? Какие детские "открытия" ("ой, оказывается, это делается так"; "надо же, как из череды съемочных дней родился шедевр", "ой, неужели это я на экране" и т.п.) вам помнятся?
- После нескольких первых съемочных дней кино перестало быть чудом, но и работой не стало. Это было нечто вроде какой-то игры, иногда интересной, иногда нудной и противной, а позже уже надоевшей. Но, по правилам, надо было доигрывать до конца.
Первым открытием для меня было то, что кино, оказывается, снимается не по порядку с начала и до конца, а как придется: можно снимать финал фильма, потом перекинуться в начало, затем опять в финал и т.д. Интересными были комбинированные съемки. На Одесской студии в одном из павильонов находился огромный инфраэкран. Это пятнадцать тысяч обыкновенных лампочек, закрытых красным стеклом. Он позволял снимать на одну пленку два раза, и таким образом была снята сцена в "Кешке..." во дворце Одиссея - там на второй план подставили фон дворца с колоннами.
- Кем ощущал себя Вадик Кузнецов после первого, второго, третьего фильма? Народным артистом? Выдающимся талантом? Если да, то как преодолевалась "звездная болезнь"? Знакомы ли вам были в детстве такие моменты, как творческая неудовлетворенность самим собой и черная зависть со стороны ровесников или взрослых?
- И после первого, и после второго, и после следующих фильмов я ощущал себя все тем же Вадиком. Было приятно, что узнают, но "звездной болезни" не было. А иногда это узнавание даже надоедало и раздражало, особенно в школе. Ведь в каждой школе приходилось устраивать что-то вроде творческих вечеров, и, скажу честно, для меня это было как дополнительная нагрузка. Кайфа от этого я не получал J. Пользоваться своей "популярностью" я стал чуть позже, когда всерьез начал обращать внимание на противоположный пол. Вот тут она мне пригодилась по-настоящему J.
Неудовлетворенность? Да какая неудовлетворенность?! И в мыслях такого не было. Эпизод снят - и забыт навсегда. А при просмотре фильмов - только удовольствие от лицезрения самого себя на экране J. Зависть? Может, кто-то из друзей мне и завидовал, но подлостей и пакостей я ни от кого не видел. А на взрослых я и внимания не обращал.
Бетон от производителя 24 часа - бетон доставка. Объявления о ремонте квартир.