Вадим КУЗНЕЦОВ: "Кино для ребенка - это игра, в которую надо играть до конца"
...Память пронесла сквозь тридцать лет песенку из далекого детства.
Копи-копи-копи,
Копилочка!
Копи-копи-копи
Копеечку!
Помаленечку немало соберу.
А лет через двести
Я тебя открою,
Посчитаю денежки,
Охну
И замру...
Пел дворовый гитарист - этакий "менестрель" и куплетист местного значения лет шестнадцати - для дружной и веселой компании мальчишек и девчонок, затевавших в этом самом дворе всяческие игры, чтобы не было скучно... Нет, это был не наш двор. Хотя, с другой стороны, наверное, все дворы 70-х на просторах огромной страны чем-то походили друг на друга. В Москве и Ленинграде, Одессе и Прибалтике, на Кавказе и в Сибири юные граждане в возрасте 10-12 лет еще не знали, что такое компьютерные "стрелялки", "горячие точки" и жестокая борьба за выживание в мире бизнеса. "Баталии" были другие - безобидная "войнушка" с пластмассовыми пистолетами, футбольный турнир или гонки на велосипедах, азартный обмен сокровищами мальчишечьих или девчоночьих коллекций...
В этом смысле двор из фильма известного советского детского режиссера Радомира Василевского "Рассказы о Кешке и его друзьях" был, действительно, и нашим двором тоже. И иронические куплеты про копилочку из этой ленты если не повторялись под нашими окнами, то уж запоминались точно. Да и сами киногерои становились для нас в ряд друзей вместе с ребятами из соседнего подъезда и Томом Сойером с книжной полки.
Годы, сохранив песенку, увы, стерли из памяти многие другие детали этой популярной в 70-е годы детской картины. Тем более центральные телеканалы, кажется, сегодня забыли о ней напрочь. Но запомнился исполнитель одной из главных ролей - Вадик Кузнецов. Он вновь появился на экране уже через год после "Кешки..." - в роли Пети Бачея в киноповести "Белеет парус одинокий" из телеэпопеи «Волны Черного моря». Кстати, вместе со своим партнером по предыдущей ленте - Эдиком Купоросовым, сыгравшим Гаврика (нечастое в нашем кино использование одного и того же детского актерского тандема в разных картинах). Знакомое лицо юного актера Кузнецова мы увидели еще в нескольких детских фильмах второй половины 70-х - начала 80-х. От фильма к фильму он взрослел и, как это было со многими другими юными артистами, в конце концов с экрана исчез. В жизни же Вадим остался в творчестве. И пусть он творит уже не на съемочной площадке, а на цирковой арене - разве это помешает нам представить небольшой рассказ о жизни юного артиста в виде череды сменяющихся сцен и кадров?! Ведь наша жизнь так похожа на быстро движущуюся кинопленку...
Сцена 1-я. Первый киноопыт
- Вадим, в прошлогоднем интервью одной из сибирских газет вы в общих чертах рассказали, как попали в кино. А какими были ваши самые первые впечатления непосредственно от съемочного процесса, от работы на съемочной площадке. Что запомнилось? Может быть, первый съемочный день? Первый успешный дубль или первый "прокол" перед камерой? Первая встреча лицом к лицу со знаменитостью?
- Сейчас уже смутно помнится, какое впечатление произвело на меня первое посещение киностудии. Конечно, все было интересно, и я совал нос во все доступные мне уголки на студии. Пробы проходили в павильоне, в котором была "построена" природа - какой-то лес, кажется. Снималась сцена разговора с героиней (о чем - не помню). Но прекрасно помню "прокол", который у меня повторялся из дубля в дубль. Когда эпизод был отыгран, режиссер давал команду "стоп", и на какое-то мгновение нужно было замереть в том положении, в котором заканчивалась сцена. Но я каждый раз после команды поворачивал лицо к постановщику и преданно смотрел ему в глаза, в надежде, что он меня похвалит J. Уже не помню, сколько дублей это продолжалось, но, в конце концов, сняли.
Это были пробы на фильм "Про Витю, про Машу и морскую пехоту" (Одесская киностудия, режиссер М.Пташук). По-моему, знаменитостей там не было. Были только мы с "Машей". На этот фильм я не прошел, потому что был великоват по росту. Но тогда же меня заприметила на студии второй режиссер фильма "Рассказы о Кешке..." Е.Немировская, и через пару месяцев пришло приглашение на пробы для этой картины.
Сцена 2-я. О фильмах, в которых снимался
- Какая из лент, в которых вы снялись, у вас до сих пор самая любимая и почему?
- Мой самый любимый фильм - "Волшебный круг". И сам даже не знаю почему. Возможно потому, что он о цирке, или потому, что я с большим удовольствием прочитал повести Василенко, по которым он снят. Правда, сначала режиссер В.Козачков долго заставлял меня сделать это J. Но впечатление от книг было сильное до такой степени, что после этого я даже стал читать "Разбойников" Шиллера (в повестях был момент, когда мой герой Артемка играл в театре в этой пьесе). И вообще, это очень хороший фильм.
- Где проходили съемки каждой из картин?
- Съемки почти всех фильмов проходили в Одессе. Я большую часть своего детства провел в этом замечательном и мною до сих пор любимом городе. Только павильонные съемки шли в тех городах, на студиях которых я снимался в тот момент. Была еще работа в небольших поселках под Винницей, когда снимали "Алые погоны". Самой большой географией отличался фильм "Рассказы о Кешке...", его снимали и в Одессе, и в Киеве, и в Риге.
- Чем запомнилась работа над тем или иным фильмом? Какую из картин вы можете назвать для себя легкой, а какую - трудной? Какие эпизоды съемок врезались в память на долгие годы и почему?
- Запомнились "Рассказы..." - тем, что во время съемок я получил очень тяжелую травму ноги и три месяца лежал в больнице, в то время как другие ребята продолжали сниматься, а вместо меня играл дублер (его снимали со спины). Это вызвало во мне огромную ревность, аж до слез J. Потом уже, когда врачи разрешили мне вставать, меня стали возить на студию и снимать крупные планы. Даже сделали специальный стульчик, похожий на барный, на котором я сидел, а в кадре создавалась видимость, что я стою.
Трудными можно назвать все картины, но не потому, что было трудно играть, а потому, что сам процесс съемок бывал часто муторным. Приходилось часами сидеть на площадке в ожидании подходящей погоды. Нас привозили с утра и на несколько смен, то есть увозили в гостиницу поздно ночью. Еще были пренеприятные съемки на "Тургеневе" (в фильме "Белеет парус одинокий"). Этот пароходик с двух сторон цепляли буксиры и вытаскивали в открытое море, где довольно часто были приличные волны. При этом пароход был под завязку забит массовкой. Жара, качка, куча людей, которые страдают морской болезнью... И так целый день без захода в порт (обед привозили в море).
- Ваши киногерои были людьми, по сути, трех разных эпох - революционного начала века, военных 40-х и современниками из 70-х. Кто из них вам был интереснее в детстве? Были ли какие-то сложности с вживанием в образ ребенка, например, из 1905 или 1943 года?
- Что касается трех разных эпох, то, по-моему, в то время мне на это было, пардон J, плевать. Как-то все получалось само собой. Проблем с вживанием в образ мальчишки из 1905 года я не испытывал, скорее, даже не думал об этом. Другое дело, что фильмы о войне и революции позволяли подержать в руках настоящее оружие и даже пострелять из него холостыми патронами, если удавалось "уболтать" пиротехника. В том возрасте это было главнее всего.
Новости - продать квартиру в люберцах - широкий выбор.