Светлана КУЗИНА
Актер Виктор КОСЫХ снялся в 42 фильмах. Но больше всего он полюбился и запомнился зрителям по двум своим детско-юношеским ролям: пионера Кости Иночкина в комедии "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" и, конечно же, командира "Неуловимых мстителей" - Даньки.
— Виктор, вы с 13 лет снимаетесь в кино.
- Моя школа располагалась вблизи киностудии «Мосфильм», и однажды к ним в класс пришел человек и спросил: «Кто умеет плавать?». Мы сразу сообразили: ага, тех, кто умеет плавать, снимут с уроков! И, конечно, все дружно подняли руки. Нас всех - 20 с лишним человек - запихнули в автобус и повезли на "Мосфильм". А там предложили: "Прочитайте басню, прозу - то, что вы помните из школьной программы". Мы все, выпучив глаза, с выражением (как нас учили в школе) читали. И всем говорили: "Спасибо. Свободен". Я, как мне кажется, читал хуже всех. Но Климову почему-то понравился. Он сказал: "Витя! Останься". И начал со мной репетировать. Дал мне задание: "Пройди по комнате так, как будто ты крадешься в тихий час в пионерском лагере и опасаешься, что тебя могут застукать". Я изобразил на лице дикий ужас и прошелся, а он говорит: "Витя! Все мягче должно быть. Не надо так сильно утрировать! Просто - небольшой налет осторожности..." Я понял, и постепенно у меня стало получаться так, как было нужно Климову.
- До "Неуловимых" самая сложная роль была у меня в картине "Мимо окон идут поезда". Там дело происходило в интернате, мне приходилось драться с ребятами. По сюжету меня там избивали - впятером! - и я плакал, ночью прибегал к истопнику и кричал: "Дяденька Прокопий! Возьми меня в сыновья!.." Такой вот был крик души. А мне было всего 15 лет. И как это все сыграть - черт его знает!.. Я подошел к режиссеру Гаврилову, говорю ему: "Дайте мне по роже - может, я заплачу? Я же не могу так просто заплакать!.." Он долго целился, целился... Здоровый такой мужик - я ему по колено ростом был. Хлопнул меня легонько по щеке ладошкой и говорит: "Знаешь - не могу! Боюсь... Ничего я с тобой не буду делать. Иди в лес и думай! Конечно, это нехорошо, но ты попробуй представить, что кто-то из твоих друзей хороших умер или с ним случилось несчастье... Иди! Думай! Вгоняй себя в это состояние!.." А мы жили в Клину, в настоящем интернате, и там же снимали. Эта сцена снималась в котельной. Истопника играл прекрасный ленинградский актер Аркадий Трусов. Я сидел-сидел в углу, в темноте этой котельной... Огонь горит, что-то пощелкивает в этой печке... И такое меня вдруг взяло уныние, думаю: "Господи! Действительно здесь чувствуется какая-то безысходность!.." И тут меня прошибло... До этого, поскольку я долгое время не мог заплакать, мне делали глицериновые слезы. Кстати, это многим актерам делают. Потом ты только играешь, что плачешь, а слезы сами бегут так красиво, обильно. А тут вдруг я понял, что сейчас по-настоящему зареву. И как разревелся! Гаврилов говорит: "Никакого глицерина не надо - давайте быстрей снимать!" Сняли один дубль - я реву. Второй... Третий... "Стоп!.." А я не могу остановиться! Вышел из этой котельной, пошел в лес, лег там на землю и продолжаю реветь. Так себе все это надумал, как сказали, так меня прихватило, что так и ревел, пока меня не нашли.
И после этого фильма меня пригласили на "Неуловимых". Сценарий писали в расчете на то, что роль Даньки буду играть я, а остальных ребят подбирали уже по мне - чтобы мы были примерно одинаковыми по росту, по комплекции, одного возраста. В принципе нам там играть особо нечего было. В основном мы стреляли, бегали, прыгали. Больше пригодились наши спортивные навыки, нежели актерское мастерство.
— А что - у всей вашей четверки была спортивная подготовка?
— Да, конечно. Все мы имели спортивные разряды по тем видам спорта, которые нам необходимы были в картине. В принципе мы все делали сами. Потому что под нас, таких маленьких, худеньких, тонких, звонких, трудно было подобрать каскадеров - они все довольно крупные и плотные. Каскадеры делали трюки за взрослых актеров, которым было сложнее, чем нам, научиться, скажем, ездить на лошади. А нам было по 16-17 лет, мы специально занимались конным спортом, стрельбой (хоть и стреляли в фильме холостыми), самбо занимались, метанием ножей, игрой на бильярде. Все это мы проходили, всему учились. Даже если трюк должен был исполнять только один из нас, мы все равно готовились к нему вчетвером. Так что подготовка спортивная у нас была очень хорошая.
—В результате, по-моему, самым трюковым у вас получился 3-й фильм - "Корона Российской империи".
— Честно говоря, снимая первый фильм "Неуловимых", мы думали, что на этом все и закончится. Но картина получила 1-й приз ЦК ВЛКСМ "Алая гвоздика", мы стали лауреатами. Нас наградили книгами Конан Дойла и других известных писателей, которые достать в ту пору в магазинах было невозможно. Нас приглашали выступать во всякие "Артеки", "Орленки"... Мы даже за границу поездили от ЦК ВЛКСМ! И нас открытым текстом попросили: "Надо снять вторую серию!" В короткие сроки мы это сделали. Картина опять получает "Алую гвоздику", и опять нас просят: "Надо продолжить жизнь "неуловимых" на экране!"
И тогда мы снимаем, на мой взгляд, неудачную картину - "Корону Российской империи". Она как бы не рассчитана ни на взрослых, ни на детей. Там есть моменты, где тексты идут достаточно взрослые, а детям ничего не понятно. И есть моменты сугубо для детей - перестрелки, где 15 человек падают... от одной пули. Смешно, конечно! Но что делать?.. Навыдумывали столько всего! Все затянуто было, потому что надо было это все растянуть на две серии. Хотя нам-то самим картина все равно нравится - мы же в нее вложили какую-то часть своей жизни. Взрослые актеры там были, конечно, как рыбы в воде: Джигарханян, Копелян, Ролан Быков, Ивашов, Гурченко. Стржельчик грандиозно сыграл афериста Нарышкина. В трюковых сценах на теплоходе и в других эпизодах снимались молодые мальчишки из циркового училища. В сцене побега из тюрьмы Стржельчика с Яшкой Цыганенком, когда они прыгают с крыши ко мне в воз с сеном, на самом деле вниз летели преподаватель циркового училища Земцев Фирс Петрович и Толя Калмыков (рекламный "Белый орел" и "супербизон"). И на одном из дублей оба промахнулись - скатились по сену вниз. Фирс в результате повредил себе позвоночник, а Толя получил трещины обеих пяточных костей. Они прыгали с большой высоты, и нужно было точно попасть в воз с сеном. Хотя я и старался пускать лошадь равномерно, чтобы они могли рассчитать прыжок, но вот не получилось. А там почва была очень жесткая - никто ничего не вскапывал, потому что не ожидали такого. И вот так - большинство трюков. Все высасывали из пальца, делали на глазок. У нас тогда не было никакого опыта.