"ПОКА БЬЮТ ЧАСЫ"

("Советский экран". 1976. N 21).

Несколько часов назад здесь было кафе-мороженое "Прохлада". Сейчас это название кажется насмешкой: творческая группа студии имени М.Горького снимает здесь музыкальную комедию "Пока бьют часы". Полтора десятка людей привычно плавают в канифольном дыму. Операторы утверждают, что от этого дыма изображение на пленке "мягче", а актер "злее".

С боевым кличем "Мотор! Есть мотор!" Кирюша опрокинул на пол Максима. Для статистов это были, пожалуй, слишком динамичные дети. Кафе, декорированное кинематографистами под часовую мастерскую, содрогалось. Бронзовый император, полтораста лет украшавший замысловатые часы, при всем честном народе свалился с лошади. Под самый конец дубля - удачного! - перебивая актеров, ошалело затрезвонил будильник... Хотелось открыть окно.

В сказке как в сказке. Растолковывать заложенный в ней смысл - все равно что объяснять собеседнику соль анекдота. Так что едва ли стоит пересказывать превратности, которые уготовила героям автор сценария Софья Прокофьева. В сказке: король, министры, замок и целый город веселых тружеников. Но действие развивается не вокруг традиционно сказочных злодеев и красавиц, в центре событий - одиннадцатилетний человек с вполне современной психологией, воспитанием, реакциями. И от столкновения реального персонажа с ирреальными трудностями справедливость маленького героя ощущается еще острее.

"Пока бьют часы" - второй фильм режиссера Геннадия Васильева. И вторая его сказка. Первая - "Финист-Ясный Сокол" прошла по экранам. Может быть, дело в какой-то особенной привязанности?

- Нет, пожалуй, - отвечает Г.Васильев.- Хотя такую привязанность можно было бы легко объяснить: сказка - жанр полифоничный, сказка очень киногенична. Зрелищные возможности этого жанра необыкновенны.

Мы сознаем это и стремимся сделать красивую картину. Натурные съемки проходили в Ялте, замок снимали в Польше - самый настоящий, средневековый. Будет много песен - автор текстов Михаил Ножкин, композитор Владимир Шаинский.

-...Зачем она будет кричать в общественном месте? Что она, глупая, что ли? - отчаянно спорила Рита Сергеечева, ленинградская пятиклассница и исполнительница главной роли.

Да-а, попадись такая девчонка настоящему королю - пришлось бы худо бедному самодержцу.

Васильев искоса взглянул на нее. Кажется, ему захотелось дернуть кинозвезду за косичку. Но он сказал: "Вот посмотри". И вместе с Георгием Вициным сыграл сценку, которая у Риты не получалась.

- Ага, - сказала актриса.- Понятно.

- С ней стоит поработать,- Васильев оглядывается на Риту.- По-моему, она с ее темпераментом поможет зрителю поверить в сказочную ситуацию. Кстати, девочке принадлежит несколько исправлений в сценарии. Но мороки, конечно, много.

Нелегко с ней и ее основному партнеру. У Георгия Вицина в нашей картине две роли. По одну сторону часов, в реальности, он играет деда нашей героини. А в сказке он - Великий Садовник, почти волшебник, у которого король отнимает чудесный цветок.

...В одной из песен фильма есть слова: "И целый мир открыть в простой улыбке". Пожалуй, это главное для тех, кто снимает сказку.

А.СОЛОВЬЕВ

Hosted by uCoz