ДРУГАЯ НАСТЯ
САМАЯ МОЛОДАЯ СОЛИСТКА БОЛЬШОГО ТЕАТРА НАЧИНАЛА КАРЬЕРУ НА СЦЕНЕ МГУ
Cлово “балет” в прошедшем сезоне у всех ассоциировалось с Волочковой. Но в новой нашумевшей постановке Большого театра партию Джульетты танцует другая Настя — 18-летняя Анастасия Меськова.
В три года родители привели ее в Большой театр на “Лебединое озеро”. Настя просидела весь спектакль открыв рот. Тогда она твердо решила, что станет балериной. Вопрос о выборе профессии даже не возникал. В первый раз Настя Меськова вышла на сцену в четыре года на конкурсе художественной самодеятельности в МГУ, где тогда преподавали ее родители. Станцевала “Умирающего лебедя”. Факультет выиграл, а родители согласились с Настиным решением и отдали ее в школу с хореографическим уклоном. Пока другие ребята играли в салочки и прятки, девочка крутила фуэте и садилась на шпагаты. Но этого Настеньке показалось мало, и она позвонила в телепрограмму “Утренняя звезда” и записалась на съемки. В этом конкурсе она одержала победу. На Настю обратили внимание кинорежиссеры, провели пробы — и снова успех. На счету Меськовой два фильма — “Маленькая принцесса” и “Балерина”, где Настя сыграла саму себя, маленькую девочку, мечтающую о балете.
В восемь лет Настя Меськова поступила в академию хореографии. И еще восемь лет репетиций, тренировок и бесконечного терпения. Результат того стоил: в 17 лет ее зачислили в труппу Большого театра.
Выйти на сцену Большого — это еще полдела. Многие всю жизнь так и исполняют в кордебалете партию шестой служанки королевы. Доказывать, чего она стоит, Насте пришлось с нуля. Многие думали, что “утренняя звездочка” начнет крутить носом и в кордебалет не встанет. Настя работала в два раза больше остальных и в кордебалет встала беспрекословно, но надолго там не задержалась. Талант, как говорится, не спрячешь. Меськова уже станцевала Царицу Бала в “Фантазии на тему Казановы”, в “Светлом Ручье”, сольные партии в “Дон Кихоте” и “Уличной танцовщице”. Как любая девчонка, всю жизнь мечтала стать Джульеттой...
Вряд ли кто-то из девочек, воображающих себя дома перед зеркалом великой балериной, разыгрывает утомительные репетиции, болезненные травмы и обидные неудачи. Обычно мечтательные юные особы представляют себе свет софитов, сцену, заваленную цветами, и падающих штабелями поклонников. Выходной день у Насти всего один. Часто она тратит его на врачей и массаж, чтобы поддерживать себя в форме. У Меськовой была серьезная травма. Четыре врача из пяти сказали, что танцевать она больше не сможет, а пятый обрадовал, что надежда есть. Настя поверила именно ему.
Конечно, только веры в себя и трудолюбия мало. Если нет природных данных, особо не попрыгаешь. Нужны определенные рост, вес, гибкость, растяжка. Без драматического таланта путь в балерины тоже закрыт, даже если ты умеешь завязывать ноги в узел. “Когда я исполняю партию Джульетты, мне надо пережить первую любовь и расставание, потерять любимого и умереть рядом с ним, — рассказывает Настя. — Может быть, с опытом приходит умение не пропускать через себя все, что происходит на сцене, но пока я так не могу. Это будет ложь, а зритель ее всегда замечает. И каждый раз, когда я переживаю смерть Ромео, у меня на глаза наворачиваются слезы”.
Карьера балерины заканчивается в 35—40 лет. Многие бывшие танцоры идут в педагоги, передают мастерство молодым. Но для всех места в театре нет, да и не каждый, кто великолепно танцует, может так же талантливо преподавать. Настя видит свое будущее по-другому. “Получу второе образование. Может, пойду в кинематограф: у меня были интересные предложения от режиссеров, но в то время я полностью посвятила себя балету. А когда-нибудь — почему бы и нет…”
Московский Комсомолец
19.01.2004 год