(www.in-versia.ru, 29.03.2004)
Теперь Дмитрий Иосифов вырос, и сам делает приключения - под его руководством участники проекта "12 негритят" на канале ТНТ ищут в Европе 12 килограммов чистого золота.
Почему вы решили заниматься реалити-шоу?
- Это не первый проект, который я делаю, до этого был "Последний герой". Последний герой был ближе к кино - 13 серий большого сериала, процесс съемок и монтажа происходил иначе, можно было работать не спеша. Сначала всё снималось, а уже потом монтировалось. "12 негритят" интересны своим безумным объемом - 60 серий, съемка ведется в постоянном режиме, из этого монтируется 45 минут для вечернего эфира и 5 дополнительных минут для ночного спец включения. С одной стороны - это проверка на прочность, а с другой - эксперимент, который даст понять насколько вообще возможно качественно, интересно и увлекательно делать подобные вещи. Собственно говоря, за это мы постоянно и боремся, где-то ошибаемся, где-то находим что-то новое.
У меня не было такого момента, когда бы мне предложили заниматься именно реалити-шоу. Когда я начал работать в этом жанре, такого названия у нас просто еще не существовало. Сначала мы смотрели, что делают на Западе, а потом, на мой взгляд, стали сами делать более качественные вещи. Интерес к этому жанру появлялся по мере "еды". Как только мы поняли, как делать, то стали думать: а что делать, о чем? Если про людей, то про каких людей?
Мода на реалити-шоу - это временное явление?
- Я не работаю в зависимости от моды, я работаю в зависимости от своей заинтересованности, пока мне это интересно. С точки зрения ситуации - обычные люди, поставленные в определенные условия, проявляют эмоции, как высококлассные актеры. Мы делаем драму из реальных реакций человека, из его реальной жизни, все это не придуманное и не простроенное. Люди сами пишут себе сценарий, сами разыгрывают роли и лишний раз подтверждают высказывание Шекспира: "Весь мир - театр, и люди в нем актеры". Реалити-шоу - наиболее яркое отражение этого. Мне кажется, этот жанр еще долго будет в центре внимания, так как что-то принципиально новое телевидение пока придумать не может. Но развиваться реалити-шоу будут в разных направлениях - в жанрах "экшен", семейная драма, "приключение". Самое сложное - это сделать детектив и комедию - два жанра, которые пока остаются очень сложными, если не считать "ужасы". Сейчас сложно представить, на каком уровне должна находится техника и телевидение, чтобы реально ставить людей в ситуацию страха. Хотя, если мы за гуманное телевидение, то к этому и не нужно стремиться. Зрителю интересно сопоставлять какие-то более жизненные ситуации, находить что-то общее и сопереживать. Зритель всегда видит на экране отражение себя самого.
Получается, вы решились делать наиболее сложный жанр, сложно было отказаться от каких-то сексуальных сцен, каких-то внутренних разборок участников, скандалов, так сказать "грязного белья"? Зачастую западные аналоги вашего шоу держат рейтинги исключительно на этом.
- Наше телевидение всегда отличалось от западного телевидения. Если вспомнить, каким оно было 20 лет назад? Ведь несмотря на общую пропаганду, была некая установка , что телевидение должно быть по уровню выше, чем рядовой зритель. Мы должны поднимать планку, а не опускать, скатываясь до уровня зрителя. Зритель должен дотягиваться до этого предлагаемого уровня, тогда можно будет говорить о хорошем интеллектуальном телевидении, которое ставит извечные вопросы, зачем мы живем, для чего и т.д. Зритель должен находить для себя какие-то ответы на эти вопросы. С чем-то соглашаться, с чем-то нет, кому-то сопереживать, кого-то ненавидеть. Сейчас мы выходим на старинный принцип драматургии, и ради этого не сложно отказаться от выявления низменных качеств людей. По большому счету никому это и не интересно, разве что отдельным личностям. Скандалы интересуют людей только в той мере, насколько они интересны именно сегодня.
Вернемся к кинематографу прошлых лет. Вы в свое время снялись в главной роли в культовом для того периода фильме для детей "Приключения Буратино". Насколько это повлияло на вашу последующую жизнь?
- Я не буду говорить, что эта роль перевернула мою жизнь, но в том, что я связал свою последующую жизнь с кино, есть прямая связь. Это была абсолютная случайность, меня случайно нашли, случайно утвердили на роль, причем сначала я был утвержден на роль Арлекино, а дальше всё понеслось! После кино мне все остальное стало неинтересным. После школы я понимал, что это очень непростой путь, я был из другой среды. Мой папа был инженером, мама биологом, поэтому я на многое и не рассчитывал. Я попробовал поступить в театральный на актерский и поступил, хотя до этого собирался заниматься металлургией, так сказать "серьезным" делом. Родители мои относились к моей театральной деятельности, как к забаве, им нравилось, что я путешествую, получаю новые впечатления. Сильно это никого не обременяло, хотя учиться я стал заметно хуже.
После первой и такой успешной роли, вы стали кумиром, вас узнавали на улицах. Тяжело было пройти сквозь "медные трубы"?
- Безусловно, тяжело. Голову снесло совершенно. Но потом как-то все забылось, хотя кличка "Буратино" приклеилась навсегда. Поначалу я сильно обижался, а потом привык и сейчас отношусь к этому с иронией. Однажды мой друг, который сыграл Пьеро, сказал мне: "Ты думай всегда о той фразе, которая звучала в конце фильма: "Буратино, иди вперед, за тобой идут твои друзья!". И тебе всегда будет становиться легче".
А с кем-то общаетесь до сих пор?
- Мальвина - Татьяна Проценко, до сих пор очень красивая молодая женщина. Живет в Москве, воспитывает ребенка, занимается издательской деятельностью. Параллельно с киноведческим факультетом закончила отделение поэзии, выпускает книги и пишет прекрасные стихи. Рома Столкарц, сыгравший Пьеро, живет и работает в Израиле. Он очень хороший врач-педиатр, обожает свою работу. С ним я вижусь достаточно часто, и если приезжаю в Израиль, мы обязательно встречаемся. Остальных я потерял, они куда-то исчезли. Знаю только, что Томас Аугустинас, который сыграл роль Артемона, уехал в Канаду, занимается бизнесом в Оттаве, в общем - процветает. Совсем неизвестна судьба Гриши Светлорусова (Арлекино). Последнее что я о нем слышал, он поступал в высшую школу КГБ, и вроде как поступил - с этого момента он и исчез. Но мама его по-прежнему живет в Минске и работает в театре Русской Драмы художником по костюмам.
В этом фильме вы работали и с другими знаменитыми актерами, вы ощущали, что рядом с вами "Мэтры Кино"?
- В то время я не понимал этого. Мама мне постоянно говорила: "Смотри, это великий Актер - Ролан Анатольевич Быков!". Я отвечал: "Ну, и что?". И стиль общения у меня был с ним такой же, я делил людей не на великих, или невеликих, а на симпатичных и несимпатичных для меня лично. Я очень любил Гринько, от него исходило удивительное тепло, и с ним было очень приятно работать. Этуша я побаивался. Очень любил Елену Санаеву, но я совершенно не воспринимал их как актеров, для меня тогда это были обычные люди. Для меня это было веселой забавой. Строгость Ролана Быкова на мне не отражалась, но я помню, как он практически замучил Елену Санаеву, он добивался от неё танца, у нее не получалось, он её ругал и довел до истерики. В результате - все получилось, но он абсолютно её не щадил. Он был режиссером - со своей собственной женой! Тогда он только на ней женился, и старательно, в короткие сроки делал из нее крупную актрису.
Как много ролей вы сыграли в последствии?
- Ролей было достаточно много, но удачных мало. Из удачных можно назвать неплохую роль в таджикском детективе "Случай в аэропорту", и очень хорошая роль была в картине Рогожкина "Караул", которая в свое время была запрещена. В ней затрагивались тогда еще практически закрытые темы. Например, о беспределе в Советской Армии, но в Берлине этот фильм получил приз "За вклад в киноискусство". Фильм был основан на реальных событиях: может быть, кто-то еще помнит нашумевшее дело Соколаускаса, который расстрелял весь свой конвой. Я играл роль одного из сержантов-зверей и получил, может быть, самый лучший комплимент за всю мою актерскую деятельность. Когда этот фильм показали на одном из закрытых просмотрах, то ко мне подошел солдат, взял меня за грудки и сказал: "У меня такая же сволочь в армии была". Мне было приятна такая грубая реакция, это означало, что мне удалось сыграть свою роль очень достоверно, несмотря на то, что сам я в армии не служил.
После института я работал в театре, меня распределили в белорусский театр, собственно говоря, откуда и родом, и там я проработал около шести лет. Но параллельно я уже поступил на режиссерское отделение и как только его закончил, то с театром я расстался и стал работать в рекламе, которая в этот момент активно развивалась. Позже появились телевизионные проекты и кино.
Насколько Вам интересно сейчас работать в Германии?
- Германия, как место проведения съемок, выбрано случайно. В принципе, если делать историю о том, что люди попадают в неизвестную страну, не зная языка, и пытаются там выжить, то наиболее оптимально делать шоу в какой-то арабской стране, так как там уж точно никто не знает русского и английского. Европа очень обустроенный мир, здесь очень тяжело снимать в жанре Game-реалити (приключение). Здесь очень сложно найти какие-то дикие заброшенные места, которые казались бы достоверными для участников. Кстати, с Германией у меня много связано. В частности, свою дипломную картину по Бунину, которая называлась "Николенька", я привозил в Берлин, и она вот-вот должна была получить приз жюри - "за нравственность". Но, увы, так и не получила.
Сами бы вы решились участвовать в реалити-шоу?
- Вряд ли. Мне интересно то дело, которым я занимаюсь, и у меня просто нет времени на что-то другое. Да и я не считаю себя столь интересной персоной, которую стоит так пристально рассматривать. В основном люди идут на это по какой-то причине. Если брать по причину - испытать себя, то могу сказать, что съемочная группа испытывает все те же трудности, что и участники, и даже во многом - гораздо большие. В конце концов, можно в горы пойти - себя испытывать, телевизионное шоу - это специфическая задача для человека, который хочет что-то поведать людям или просто хочет себя показать. У каждого свой путь самовыражения. Но я бы предпочел книгу написать или сделать документальное кино. У меня, как у режиссера, много возможностей для реализации самого себя, в этом смысле это уникальная, удивительная профессия.
С каждым новым реалити-шоу участники становятся все более избалованными и капризными. Как с этим бороться?
- Да, работать становится сложнее, появляется фактор обезьянничества, свойственный всем людям. Но если участники имеют свой внутренний стержень, то они менее склонны к этому. С нашей стороны нужно постоянно придумывать новые условия. Практика показывает, что в новых условиях, человек подражает "виденному ранее" только первые три, четыре дня. Невозможно находится в ситуации игры 24 часа в сутки долгое время, когда за тобой постоянно следят, ты просто забываешь об этом и становишься самим собой. Мы стараемся выхватывать именно эти моменты и на них строить сюжет. Тогда нам удается показать истинную сущность человека, а не придуманный им самим образ.
Насколько вам лично интересны участники проекта "12 негритят"?
- Я, например, могу выразить свои симпатии, хотя это и не правильно, так как я должен быть беспристрастным сторонним лицом. Мне очень симпатична Анна Селецкая, мне кажется достаточно интересным, своеобразным и искренним Павел Малороднов. Света Дрыга кажется мне очень сильным человеком, который имеет свой внутренний стержень. Остальных я пока не распознал, они еще очень юные и не так ярко выражены. Думаю, они проявят себя несколько позже.
Чем вы можете объяснить, что и в экстремальных условиях у участников так ярко проявилось извечное противостояние столицы и провинции?
- Это всегда так будет, у нас в стране очень большой разрыв между провинцией и центром, так сложилось исторически. В Германии это, например, вообще не заметно, зачастую провинция живет гораздо богаче, чем столица. В Москве же сосредоточены все деньги, люди получают большие зарплаты, имеют больше шансов найти хорошую работу и доступ ко всем достижениям цивилизации. Ощущение несправедливости со стороны одних, и агрессивность других приводит к конфликтам. Людям, которые живут в столице, нужно все время думать о выживании. Это - улей с броуновским движением, где постоянно нужно прорываться вперед. Часто это проявляется в большей агрессивности. Это неправильно, что в столице идет 21 век, а в провинции по-прежнему 16. Любое реалити-шоу - это отражение нашего общества. Если зритель недоволен участниками или их действиями, то он прежде всего недоволен собой. Зрителю всегда приятно идентифицировать себя с крепким, интеллектуальным, одаренным, красивым, умным персонажем и совершенно не характерно идентифицировать себя с горбуном. Но когда ему все-таки показывают горбуна, он начинает это отторгать.
Как вы относитесь к современному кинематографу в России? Почему исчезли фильмы такого уровня, как "Ирония Судьбы", "Служебный роман", "Формула Любви"? Ведь и актеры остались прежние и режиссеры…
- Мне кажется, что режиссерская работа очень "временная" и "возрастная". Вся история с переменами эпох сказалась, в том числе, и на Рязанове. Он не воспринимает новую действительность и не может себя в ней адаптировать, он не понимает, как к ней относиться. В этом играет свою роль и его возраст, в силу которого уже не хватает энергии. Все-таки, кроме житейской мудрости, интеллекта и опыта, нужна еще и энергия! Зачастую молодые режиссеры снимают более тонкое кино. Я не могу сказать, что кино стало лучше или хуже. Возможно, нам только кажется, что оно стало хуже. Как только возникнет нормальная индустрия кино, появится реальная конкуренция, люди станут смотреть, кто и что делает. Как только возникает массовое производство, сразу появляется хороший продукт. То же самое сейчас происходит и в американском кинематографе: 90 % шлака, но при этом 10 % - реально хорошее кино. Нам давным-давно пора отказаться от съемок кинофильмов за счет государства и сделать это откровенным частным бизнесом, приняв соответствующие законы. Телевидение за последние три года стало реальной индустрией и дает гораздо больше возможностей. Телевидение сейчас является основным заказчиком на теле- и кино-сериалы
В этом ключе, как вы относитесь к творчеству Михалкова?
- Я считаю, что он очень крепкий профессионал, и я его в этом смысле очень уважаю. Это один из немногих российских режиссеров, который детально продумывает фильм, прежде чем приступить к съемкам. Это заслуживает всяческого уважения. Как бы к нему не относились, как бы его не ругали, например я - "Сибирского цирюльника" не смог досмотреть до конца, мне стало скучно. Но это лишь мое личное мнение. Но я точно могу сказать, что всё сделано очень крепко.
А вам не приходило в голову заняться производством фильмов для детей?
- У нас в этом смысле удивительная ситуация в стране, у нас нет востребованности детского кино. Если бы она была, то детское кино уже давно бы появилось. Я обращался с подобными предложениями и к первому каналу и к REN-ТВ. Но почему-то Каналы считают, что это "не будут смотреть". Абсолютная чушь, на мой взгляд. На Западе снимается огромное количество фильмов для детей, и они приносят фантасмагорические деньги. Пока, даже политика Госкино такова, что снимается всего одна- две картины в год, и то по "остаточному" принципу. У всех есть дети, но почему-то никто не хочет сделать что-то для них, хотя того же "Гарри Поттера", по-моему, посмотрели все. Тот же самый фильм "Буратино" до сих пор показывают три-четыре раза в год, так как он так и остается бестселлером и для детей и для взрослых. Его знают сегодняшние дети, а не только те, кто на нем вырос.