ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - ДЕЛАТЬ "ЕРАЛАШ"

(Журнал "Инфопресс" /Эстония/.- 2001, март-апрель. N 13).

Борис ГРАЧЕВСКИЙ - директор киножурнала "Ералаш". И не надо читателю и зрителю больше никаких титулов и представлений. И это очень хорошо. Хотя бы потому, что позволяет больше места уделить самой беседе с Борисом Юрьевичем...

Чтобы было смешно, надо, чтобы было очень серьезно

-"Веселые истории" оставим детворе, а лучше расскажите, сколько забот у взрослого дяди Бориса Грачевского сегодня с "Ералашем" и зачем это вообще взрослому дяде надо?

- Забот много. Забот очень приятных. Потому что больше всего в жизни, кроме своей семьи, я люблю свое дело. И может, благодаря этому делу я живу и никогда не помышлял никуда уехать. Я люблю тех, для кого я работаю, и они мне всегда, вот уже 26 лет, отвечают искренней взаимностью. Высшее счастье - это реакция зала, который счастлив, что его не обманули. А мне стыдно обманывать своих детей - я имею в виду своих зрителей. И чем серьезнее я отношусь к своей работе, тем результат смешней и лучше.

А в моей работе смешного ничего нет. Во-обще! Количество дел, которые я делаю в день, у людей заставляет волосы дыбом встать. С утра у меня обязательно три-четыре совещания абсолютно разного характера. В это время в очереди стоит автор сценария. После этого идет режиссер, который утверждает какой-то сценарий. В это время мне звонят: "Мы вас ждем в монтажной отсмотреть снятый материал и смонтированный вчера сюжет..." На сегодня я еще и президент "Лайонс-клуба" (есть такое серьезное мировое благотворительное движение), академик киноакадемии "Ника", академик "Золотого Остапа", вице-президент Центрального дома работников искусств, член правления Дома кино. Плюс еще председатель какого-нибудь жюри... И так далее. И это, наверное, только четверть дел. Я еще успеваю сочинять какие-нибудь истории, стихи по ночам...

- Что-что "по ночам"?

- Стихи сочиняю - бывает настроение - лирические. Сочиняю глупые, дурацкие, смешные и ядовитые фразы.

На своих крыльях

- Борис Юрьевич, киножурнал "Ералаш" по-прежнему финансируется государством?

- Он по-прежнему ДОЛЖЕН финансироваться государством и оно по-прежнему мне должно пять миллионов рублей. Это огромные деньги для "Ералаша". Чтобы жить, мы крутимся не останавливаясь. Сегодня "Ералаш" - это не только киножурнал, но и просто журнал, театр, школа моделей, сдаем свое лого внаем разным организациям.

- А когда государство брало вас под крыло, оно ставило "Ералашу" какие-то условия...

- А нас никто не брал "под крыло"! Мы - ни под чьим крылом, мы частная самостоятельная организация, моя собственная. Ужас весь в том, что меня даже уволить никто не может... Новому руководству, которое пришло в Госкино, потом в Министерство культуры, глубоко наплевать на детей и на "Ералаш"...

- Я-то что хотел спросить: если вы под крылышком государства, то государство дает вам и социальные заказы...

- Нет, нет, давно уже. Если раньше нас очень серьезно проверяло Госкино, каждый "Ералаш" целая комиссия смотрела, то сегодня я не могу никого из них уговорить посмотреть. Всем наплевать на это... Да и я на них тоже плюю давно и в глаза им это говорю. Дали денег - дали, не дали - провалитесь вы пропадом. В истории все равно останется "Ералаш", а не их руководство вонючее. Я единственный, кто официально сказал - мне наплевать, будет Госкино или нет. Вообще их закрыть нужно, свести до трех человек - бухгалтер, начальник и секретарша. Никто больше не нужен. Это все глупость, что они рассказывают. Ни на что они не влияют, просто опять раздувают свой аппарат. Погрязли в коррупции... Не хо-чу! Это скучные люди.

- В Интернете я наткнулся на прошлогоднее сообщение о том, что авторы "Ералаша" вот-вот займутся съемкой большого блока социальной рекламы по заказу Министерства печати и эта реклама "должна внедрить в детское сознание правильные мысли"...

- Мы сделали сорок социальных клипов. Это не реклама никакая. Они очень активно шли по всем каналам в январе, и много было положительных статей, пока не разразился скандал. Появилась грязная статья в "Коммерсантъ-власти". Это связано и с ненавистью к Лесину (министр печати России.- прим. авт.), и с ненавистью ко мне. За 26 лет нельзя было меня никак расцарапать - стоит такой "бронзовый памятник", и дети его любят, и он никого из детей не соблазнил, ни в чем не погряз. Это что ж такое-то?! Вот они и вцепились мне в глотку. Мало того, вышла еще одна грязная статья.

А клипы-то все были только по поводу того, что надо уважать свою родину, свое государство, институты государства. Есть, например, такой клип. Внук спрашивает дедушку - его играет Глузский: "А что, президента надо обязательно любить?". Любить его не обязательно, отвечает дедушка, а уважать надо. "Потому что он самый главный?" Нет, ведь президент это мы, мы же его сами избрали, а раз избрали, надо уважать... Что, неправильно сказано? Кстати, это на экраны не вышло. Я сам сказал - очень уж подобострастно, как бы "под Путина", хотя на самом деле речь о президенте вообще.

Есть клипы об уважении к флагу, к гимну, о том, что история твоей семьи - это часть истории твоей страны. Мы говорим и о том, что детей надо готовить к опасностям не только на дорогах. О грязи, о педофилах, которые вокруг... Жуткий, мерзкий, потный человек говорит: "Какой хороший мальчик... А конфетку хочешь, мальчик?.. А хочешь, я тебя на машинке покатаю..." Мальчик со всего маху бьет ему ногой в пах. Человек сгибается. Мальчик спрашивает: "Ну как, папа, правильно?". Тот говорит: "Молодец, сынок! Безопасность детей требует жертв".

Или такой клип. Ночь, окно, оттуда идет ругань мужчины и женщины. И сидит ребенок на качелях, одинокий. Идет титр: "Остановитесь! Ему некуда идти!"... Есть страшный клип, я горжусь им. Панорама по столу "после вчерашнего". И на этом столе сидит полугодовалый ребенок, у которого рядом разбитая бутылка и осколок в руках, и он тянет его в рот... Остановитесь!

- Так чем кончилась ругань вокруг клипов?

- Блок прошел. И будет идти еще. Вся хитрость в том, что в январе, как правило, рекламные поля на каналах достаточно свободны, поэтому все каналы их и показывали. А потом начнется бизнес, каждая секундочка рекламы - это денежки...

Наши клипы были на фестивале "Сталкер", сейчас вот будет фестиваль "Правопорядок". Мы 12 клипов выставили на фестиваль, и после каждого был шквал оваций. Я горжусь этой работой. Да плевать я на эту ругань хотел!

Где вы, юные "звезды"?

- Борис Юрьевич, можете вспомнить судьбы детей-актеров, снимавшихся в "Ералаше"?

- Вы, как и все, хотите сказать - есть ли артисты, которые получились из "Ералаша"?

- Скорее так: были ли судьбы, сломанные "Ералашем", и были ли очень сильные приступы "звездной болезни"?

- Нет, сломанных нет. Приступы - были. Чаще всего мне удавалось их остановить. Если не удавалось - я исключал ребенка из "Ералаша". Такое было со знаменитым Лойе.

- "Сидоровым".

- Да. Всю славу ему принес не "Херши-кола", а роскошные работы в "Ералаше". Благодаря этому его и взяли туда.

- А что произошло у вас?

- Вся семейка стала "разговаривать", претензии различные выдвигать. Я сказал - все, спасибо, до свидания.

- Семейка или сам Саша?

- Все хороши. В основном мама и Саша.

- И где он сейчас?

- Понятия не имею. Обидно для него же: мог эти два года поработать в "Ералаше", а в результате что? "Херши-колу" ведь не помнят. Помнят Сашу Лойе.

- Значит, сломанных судеб не было?

- Ну, всегда есть "сломанная" судьба артиста в том смысле, о котором говорится в фильме "Начало". Помните, потрясающая сцена: съемки закончились, и героиня Чуриковой спрашивает - "Я что, не нужна больше?" - "Нет-нет"... Такая профессия - актер.

Я встречаю своих старых, любимых мальчишек, особенно Пашку Степанова, Колю Румянцева...

- Паша ведь и сейчас нет-нет да снимается. Он актер?

- Да нет, он как раз не актер. Он телемастер, телевизоры чинит. Ну, позовут - отчего же не сняться! Он как бы "профи". Я в свое время ему предлагал: "Паш, давай мы тебя приготовим в институт!". Он был очень яркой фигурой (в детстве Паша Степанов сыграл, кроме "Ералаша", роли в фильмах "Анискин и Фантомас", "Хомут для Маркиза".- прим. авт.).

Саша Комлев, который в сериале "Клубничка" играл, в "Ералаше" снимался с трех с половиной лет...

- Да, я помню первый сюжет с его участием: два подростка выясняют отношения и в конце концов с синяками оказываются оба...

-...а он там вот такой крохотный. С сильными актерскими данными мальчик. Сейчас он институт закончил. Правда, он мелкий, трудно ему будет работать... Ну, Федька Стуков, всем известный (мальчик, сыгравший в 80-х годах более десятка ролей, в том числе Тома Сойера.- прим. авт.),- он же тоже мой. Он продолжает сниматься. Вообще, выросшие рыжие такого обаяния, как в детстве, не имеют. А в середине они бывают просто чудовищны. Я бы и Лойе "протянул" на шлейфе его артистических способностей, а так-то он в 13 лет был уже внешне "никто".

Есть несколько девчонок, которые стали артистками. Аня Назарьева, например, из первых "Ералашей". Снимают ее, правда, больше голой (имеется в виду фильм "Обнаженная в шляпе".- прим. авт.). Мы ее этому не учили.

...Я к чему это говорю. Может, и хорошо, что не все стали артистами. На кой черт столько артистов! Зато у них было такое детство! Вы только представьте: приходит ребенок, вокруг него собирается двадцать человек, и каждый из них занимается с ребенком своим делом - кто гримирует, кто костюм меряет... Никогда не забуду, как мне Дима Золотухин рассказывал, как он Петра Первого играл (в фильме "Юность Петра".- прим. авт.). На площадке вокруг него падали ниц народные артисты. Потом - "Стоп! Съемка окончена". Их всех развозили машины. А он в трамвае ехал. Понимаете, как трудно царю в трамвае ехать! Вот она - жизнь артиста. Это вообще не профессия, а скорее диагноз.

- А среди сегодняшних "ералашных" детей вы можете выделить перспективных ребят?

- У нас сегодня гениальный мальчик работает. У него трагическая судьба - мамы нет с года, а недавно вот папа умер. Ему 13 лет, и он сиротой остался. Помните, он президента России играл...

- Саша Нижегородцев. А еще он кота на крыше пародировал...

- Вот, и фамилию знаете... Да не только кота. Сейчас много сюжетов его пошло. Сашка блистательный. Его слушать - одно удовольствие. Когда дети начинают фальшивить, "выпевать" - меня прямо скручивает всего. А тут закроешь глаза - он не фальшивит, говорит интонационно абсолютно идеально. Он сейчас с Садальским играл - сам Стас признается, что мальчик потрясающий, абсолютный артист.

"Я делаю плохие сюжеты, чтобы хорошие лучше выглядели"

- Когда-то давно пришел к вам один молодой режиссер по имени Владимир Алеников (тот, что создал потом Петрова и Васечкина.- прим. авт.) и принес то ли 20, то ли 30 сюжетов сразу... А сейчас в "Ералаше" как дела - кризис или избыток сюжетов?

- Сегодня я пребываю на грани максимального удовлетворения. Два года назад пришел ко мне 24-летний парень, который не останавливаясь пишет роскошные сценарии. Алексей Щеглов его зовут. Он закончил ВГИК. Режиссер он пока средний, я его воспитываю, а драматургия практически вся "сидит" на нем.

- А чтобы дилетанты стучались в двери со своими сценариями?

- Да пожалуйста, стучатся, приходят. Если хороший сценарий - я беру. У нас один автор есть в Калинине, я его два раза в жизни видел. Все время нам пишет. Мимо, мимо, потом "попал" - берем. Опять мимо, мимо - "попал".

- Сколько всего уже выпусков "Ералаша" живет на свете?

- 143. Сюжетов в них - где-то около 430.

- Нет сейчас желания что-то из старого переснять? Нет сюжетов, за которые стыдно?

- Стыдно мне практически не бывает. Иногда подумаешь: эх, так и не "дотянули" сюжет. Порой ведь безысходность вынуждает - нет денег, а надо что-то выдавать... Я даже придумал байку: я делаю плохие сюжеты, чтобы хорошие лучше выглядели.

Сказки не умирают?

- Борис Юрьевич, как по-вашему, отечественное детское кино потеряно безвозвратно?

- Да нет... Американцы пришли к очень хитрому компромиссу - они стали делать сказки для детей и взрослых. Миллионы и миллионы вложены в такое зрелище, и вот сидят, пожирая кукурузу, папа, мама и дите и смотрят... Я ненавижу американское кино, но думаю, что такой путь возможен и для нас. Думаю, пустоты не должно быть и детское кино займет свое место, но когда - не знаю. Знаю только одно - я никогда не брошу то, чем я занимаюсь, хотя я буду продолжать заниматься чем угодно параллельно. Мечтаю сделать детское кино, но как продюсер. Как режиссер - мне это неинтересно. Я знаю, что сумею, поэтому зачем мне это. Сам я хочу сделать полнометражный фильм, но совсем другого жанра - мелодраму.

- В 70-80-х годах киностудии страны выпускали по 20-25 детских фильмов в год. А что интересное снимается для детей в России сейчас?

- Да ничего.

- А где же все эти известные режиссеры, на картинах которых мы росли?

- Кто помер. Кто сидит без копейки... Я отработал две картины с Роу, и на третьей картине Александр Артурович умер. Я хотел в память о Роу сделать сказку как продюсер. Пока не могу. Во-первых, нужны огромные деньги. Но деньги я бы, может, и нашел, так не могу найти сценарий. Я показывал сценаристам пачку денег - дай мне хотя бы трехстраничную заявку и сразу получишь тыщу, две долларов.

- И...

- Не могут написать сказку! Это очень хитрый вопрос. Сказка ведь сама по себе очень проста, как бы примитивна и вместе с тем умна. Нельзя скатываться в "Телепузики", потому что получается просто чудовищно страшное. Я считаю, это очень вредное кино для детей - "Телепузики",- оно их не поднимает к себе, оно их опускает до себя. Этого нельзя делать.

- Значит, сегодняшние дети, воспитанные на американских блокбастерах, для детского кино потеряны?

- Потеряны, потеряны, потеряны. Никто для них не делает, никто не рождает сказку. Нету больше Роу. Нет Ильи Фрэза, великого режиссера, которого забыли за одну минуту (Фрэз поставил такие картины, как "Приключения желтого чемоданчика", "Чудак из пятого "Б", "Вам и не снилось...".- прим. авт.). Илья Абрамович знал и понимал, что нужно детям. Это не использование ребенка в личных целях, чтобы сделать кино для самого режиссера.

- Борис Юрьевич, а этому "потерянному поколению" как-то отзовется то, что у них не было того детского кино, какое было у нас?

- Тут недавно Андрей Смирнов, режиссер и артист, сказал, что нужно сначала сделать такую родину, чтобы ее любить. Я говорю: нет! Родина - это ты. Твоя душа - это родина. Вот тут (показывает на грудь) родина находится. Вы думаете, мне моя родина нравится? Нет. Но пусть она и не красавица, как у Шевчука поется, но я буду бороться, чтобы сделать ее лучше. Вот это и должно воспитывать искусством. Ненавижу все это "псевдо", которое вылезло на экран и в литературу. В "Ералаше" я ни за один сюжет не краснею с точки зрения смысла, и не буду краснеть. И слова "блин!" там никогда не было и не будет. В моем литературном журнале "Ералаш" полно всякого сленга, типа "хватит колбаситься, пошли в школу". Этот сленг меня устраивает. Но "блин!" не будет и там. Вот за это я буду бороться.

Беседовал Алексей СТАРКОВ

эффективное продвижение сайта в Яндексе и этапы оптимизации. . Телевизор белый купить портативные dvd проигрыватели кронштейн для телевизора потолочный

Hosted by uCoz