"Аргументы и факты" в Белоруссии" 26.02.2003
МУЗЫКАЛЬНЫЙ фильм "Приключения Буратино" снимался на "Беларусьфильме". Было это в 1975 году. Из детей, которые играли в фильме главные роли, в Минске не осталось никого. Многих актеров уже нет в живых. А оператор-постановщик фильма Юрий Елхов теперь известный белорусский режиссер.
- ИСТОРИЯ фильма начиналась с полной замены актеров. "Приключения Буратино" - заказная картина Центрального телевидения. Начались съемки. Мы должны были отчитаться за первый отснятый материал, который и повезли в Москву. Тогда директор объединения сказал: "То, что я увидел, в лучшем случае, - Конотопский тюз! Поменять актеров!" И за неделю собрали такой сильный актерский состав, который трудно было в советские времена объединить в одном фильме: Ролан Быков, Владимир Этуш, Владимир Басов, Рина Зеленая, Юрий Катин-Ярцев.
- Однако в первых ролях снимались дети... Они же не были профессиональными актерами?
- Конечно, дети не актеры. Они играют самих себя. У актеров есть штампы, которые они применяют по необходимости, а дети просто живут перед камерой. Им не нужно думать, как сыграть, как общаться с другим актером, что и как он должен при этом сказать. Детям просто задают правила игры. И они играют в игру, как в жизни. К ним нужно найти подход, струнку, расшевелить какие-то чувства. Помню, Мальвина - Таня Проценко - должна была заплакать: посадила Буратино в чулан за поставленную кляксу и очень сильно расстроилась. Но как у семилетней девочки вызвать слезы? Убеждаем: Буратино тебя обидел. Не получается. Тогда "дядя режиссер" - Леонид Нечаев вывел Таню и "очень серьезно с ней поговорил". Через 5 минут вернулась Таня вся зареванная, с заплаканными глазами, и мы отсняли эту сцену. Что он там говорил - никто не знает. На все вопросы отвечал: "Очень серьезно поговорил…"
- Фильм получился очень похожим на спектакль…
- Так и должно было быть. Ведь действие происходит в кукольном театре. И персонажи - куклы. Они разыгрывают спектакль и в жизни, и в театре. У нас было мало денег, поэтому решено было сделать условные декорации - это еще больше сближает с театром. Поляна - нарисованный задник с перспективой и вырезанные из бумаги ромашки, пруд - небольшая лужа, в которой плавают громадные-громадные лилии, вырезанные из пенопласта, лягушата с очками пловцов и в ластах, черепаха Тортила на громадном листе кувшинки - всех зверей в фильме сыграли люди. Дети, когда начинают играть, заведомо принимают условность игры. Мы своими декорациями тоже задали правила игры и актерам, и зрителям.
- Встречались ли потом с теми, кто участвовал в фильме?
- Недавно в Москве передача "Однокашники" (ТВЦ) собирала съемочную группу фильма, точнее, тех, кого можно было собрать. Был режиссер Леонид Нечаев, был Дима Иосифов, сыгравший Буратино, Таня Проценко - Мальвина, Елена Санаева - Лиса Алиса, Юрий Энтин, который вместе с Булатом Окуджавой написал стихи к песням. Устроили телемост с Израилем - там живет Роман Столкарц - Пьеро. В фильме он был влюблен в Мальвину, посвящал ей песни. Роман рассказал, что до сих пор питает нежные чувства к Тане - Мальвине, и посвятил ей песню…
- Грустная была встреча?
- Грустная, ведь многих не было… Уже нет Ролана Быкова, Булата Окуджавы, Рины Зеленой, Владимира Басова, Николая Гринько. А дети выросли и разъехались. Пьеро - в Израиле, Артемон - в Канаде, Арлекин - неизвестно где. Тогда вспомнился момент, когда Арлекин должен был бить палкой Пьеро - и не мог. Говорит: "Как я могу ударить палкой человека?!" Мы его убеждаем: ты - Арлекин, кукла, Пьеро - кукла, не человек. По спектаклю ты должен его бить палкой… Если помните, этот эпизод в фильме снят через белую занавеску, как отражение, тень. И если присмотреться, заметно по теням, Арлекин не бьет, а прикладывает…
- Во время фильма были опасные моменты?
- Мне особенно запомнился эпизод, когда Лиса Алиса и Кот Базилио должны были подвесить Диму - Буратино за ноги на дерево, надеялись, что он выпустит изо рта пять золотых. Пришлось по-настоящему подвязывать к ногам веревку, забрасывать веревку на сук сухого дерева, подтягивать… И Дима висел надо мной, то есть над камерой. Все было без страховки, если бы сук обломился… Родители присутствовали на съемках вместе с детьми, и мама Димы категорически запретила снимать его без страховки. Ее отправили в магазин за продуктами. Когда она вернулась, дело было уже сделано. Через много лет я спросил у Димы, боялся ли он, понимал ли вообще, что происходит? Да, говорит, просто чувствовал, что подо мной что-то вроде камня. Это была моя камера.
Черепаху Тортилу на пруду мы снимали в октябре. Было очень холодно. Буратино, девочки-лягушки дрожали, но героически выдерживали. Рина Зеленая, старушка уже, еле ходила. Мы предложили - давайте снимем дублершу, а вас только крупным планом. Она отказалась. Актриса сидела в кресле, а лягушата поддерживали плот, боялись, потеряет сознание и плот перевернется.
- Сейчас реально было бы снять такой фильм? Я имею в виду, конечно, не технические возможности, а эмоциональный заряд…
- Думаю, нет. Прошло то время, плохое ли, хорошее…Но люди тогда были добрее. А добрых сказок теперь не делают ни у нас, ни в Голливуде.
- Времена Гарри Поттера?
- Да.
- А хотелось бы вам сейчас снять детскую сказку?
- Я давно об этом мечтаю. Возможно, когда-нибудь у меня получится найти спонсора: ведь сказки никому, кроме детей, не нужны. Наши продюсеры считают, что сказка не окупается, ее нельзя продать так, чтобы заработать деньги. Кино теперь товар, и сказку для детей у нас продавать невыгодно.
- Однако вы - оптимист?
- Да, я сниму когда-нибудь "Маленького принца" Экзюпери. Это тоже будет музыкальная сказка, теперь это называется мюзикл, про человечка, который прилетел с другой планеты, чтобы научить людей добру.
Беседовала Анна АНДРУШЕВИЧ
Путевки во Вьетнам. Туристическое агентство Амитур советует отдых во вьетнаме. . Сайт знакомств. Знакомства Суворов.