Из статьи "Их знали в лицо" от 8.02.2003 "Советская Белоруссия"
Вы видели рекламный ролик "Школы актерского мастерства Натальи Крачковской", призывающий родителей дать своему ребенку шанс стать телезвездой? По сообщению "Комсомольской правды", эта школа не что иное, как очередная контора по выбиванию денег из кошельков чадолюбивых мам и пап.
События происходят следующим образом. После кастинг-просмотра родителям звонит менеджер и вовсю расхваливает дарования дитяти, не уставая подчеркивать: "Его Крачковская отобрала лично". Далее настоятельно рекомендуется привести ребенка в школу, плата за обучение в которой составляет каких-то 1.300 долларов в год. На этом финансовые вложения не заканчиваются, можно даже сказать, что они только начинаются. К примеру, портфолио (альбом с фотографиями) в школе Крачковской стоит от 500 до 1.000 долларов (общепринятая цена около 300). Уроки проводятся лишь по субботам и воскресеньям всего по 1,5 часа. Сама Крачковская на занятиях не появляется и никакой мастер-класс не ведет. Но самое главное, что дети из школы, пройдя обучение и честно заплатив за все про все, не снимаются ни в кино, ни в рекламе, ни в детских передачах. Они вообще нигде не снимаются...
Выводы из всего этого каждый должен сделать сам.
- Тут следует задать вопрос: а чего именно? - начала нашу беседу Валентина Белько, начальник актерского отдела киностудии "Беларусьфильм". - Увидеть себя по телевизору? Тогда есть замечательный выход: просим папу достать из шкафа (принести с работы, взять у соседа) видеокамеру - и вот ваше дитя уже на цветном экране. Похвастаться перед другими? Думаю, тешить свое самолюбие таким образом не стоит. Кино - это искусство, съемки - трудная работа. И относиться к этому процессу нужно серьезно.
- Значит, детей к вам на киностудию не приводить?!
- Приводить! А заодно прихватить с собой качественные студийные фотографии. Я, в свою очередь, сниму ребенка на камеру, запечатлев его пластику и эмоции. На актерский учет принимаются все желающие. И родители, хорошие родители, должны предоставить детям возможность попробовать себя в разных областях, в том числе и в кино, а уж потом ориентировать на какую-то одну профессию. Важно учесть следующее: есть дети, способные к работе в кино, и есть дети с актерским талантом. Талантливые актеры работают в театре. Но на сцене свои законы, там важны рост, фактура и постановка голоса. Кино - это другое, оно - как большая лупа, которая рассматривает вас внимательно и по частям, передавая мимику, движения уголков губ, выражение глаз. Разве в театре увидишь глаза актера? А в кино они едва ли не самое главное. По глазам видно, есть ли у человека личностный потенциал и в чем он заключается. Личность на экране всегда интересна, независимо от того, профессиональный перед нами артист или нет. Дети покоряют своей живостью, непосредственностью и обаянием.
- Для детей киносъемка - это игра в сказку?
- И для взрослых в какой-то степени тоже. Мне 53 года, из них 32 я посвятила кино, но оно до сих пор остается для меня иной реальностью, той же сказкой. У киношников есть такая поговорка: из кино, как из торговли, сами не уходят. Не знаю, как насчет торговли, а к кино привыкаешь и не можешь без него обходиться. И дети играют в свою сказку. Только она не всегда похожа на новогодний утренник. Эта работа бывает скучной, нудной, утомительной. В таких случаях мы призываем детей к терпению. Условия тоже бывают разные. Снимают ведь и в мороз, и под дождем. А в павильонах часто бывает холодно - высокое помещение трудно обогреть.
- Вы приводили на киностудию своих детей?
- Моя внучка снималась в рекламе и клипах. Я предоставила ей такую возможность. И убеждала не хвастаться: "Ты снималась, но, возможно, другие дети справились бы не хуже тебя". Сейчас она меня постоянно спрашивает: "Бабушка, ну что же ты меня больше не берешь в кино?" Я отвечаю, что для нее нет подходящих ролей, а сниматься не в "своей" роли без навыков и способностей нельзя. Я считаю, что приходить в кино надо с желанием кого-то сыграть, соприкоснуться с другими судьбами, характерами, эмоциями, чужой жизнью. И никак иначе.