- Тогда вернемся к вашим детским киноролям, и в частности к "Магии черной и белой". Каждое десятилетие, как мне кажется, было отмечено в нашем детском кинематографе своим типом героя. "Романтики" 60-х, "правильные пионеры" 70-х... В 80-е дети на экране стали несколько более "отвязными". И вот Кухня и Винт в этом плане - как раз "герои своего времени".
- Был в моей жизни такой случай. На начальном этапе развития капитализма сидел я 15 суток. Делать было совершенно нечего, и, чтобы как-то занять себя, читал одну-единственную газетку, которая была в камере. Я читал ее так, сяк, искал ошибки грамматические, стилистические... Как говорится, если долго копаться, можно найти бездну смысла даже в кусочке туалетной бумаги. К чему я это вспоминаю? Да к тому, что вряд ли есть резон и в этом фильме что-то "копать". Откровенно говоря, я думаю, что герои эти несколько надуманные.
- Но у них далеко не самый плохой автор - Валерий Приемыхов. Спустя несколько лет они, правда в другом исполнении, появились еще в одной ленте. То есть, в принципе, была киношная парочка, которую можно было "раскрутить", как тех же Петрова и Васечкина, но "раскрутки" не получилось.
- Не думаю, что на тот момент было понятие "раскрутки". А сиквел из "Магии" делать никто не собирался.
- Антон, приглашение на очередные съемки для вас было праздником?
- (Ответив на очередной телефонный звонок). М-м-м... я это уже не очень хорошо помню. Помню, как некие события, а эмоциональная окраска забылась. Наверное, в этом все же была некая интрига - так же, как открываешь новый журнал под манящей обложкой. Предложений сниматься поступало довольно много, можно было что-то выбирать. Но с другой стороны, это была уже работа, которую надо было выполнять профессионально.
- Даже ребенку?
- Не боги горшки обжигают. В любой профессии есть некий минимальный набор навыков, который ты осваиваешь, чтобы работать нормально. Если брать меркантильную сторону, то я достаточно много в детстве зарабатывал. Допустим, на гонорар за "Магию черную и белую" можно было новую модель "Жигулей" купить.
- Как вы думаете, режиссерам с вами работалось легко?
- Думаю, легко. Я с детства играл в шахматы, у меня хорошая память, поэтому реплики запоминал без труда. Я знал, как, что и когда делать. Представьте себе - на съемках "Магии..." в кадре пятеро детей, они должны как-то взаимодействовать. Но этот растерялся, тот свою фразу проспал (в беседе употреблено словечко покрепче. - прим.авт.), третий вообще забыл... В этой обстановке я понимал, чего режиссер от меня ждет. Он ждет, что уж я-то не споткнусь, не испорчу кадр.
- Это ощущение ребенком своего профессионализма - оно же граничит со "звездной болезнью"? Вы ею "болели" - на съемках, в школе, во дворе?
- По большому счету, об этом не мне судить... Премьеры, поездки с роликами по городам и весям, зарабатывая деньги, - это, конечно, отчасти льстило. Кроме того, с детства я неравнодушен к представительницам женского пола, и здесь киношный опыт тоже давал определенный плюс. А дворовой жизнью я особо не жил. Жизнь моя в детстве была расписана...
- Об этом, пожалуйста, подробнее.
- В "расписанную" жизнь входили, кроме школы и съемок, шахматы, временами мелькали еще какие-то спортивные секции - фехтование, теннис, дзюдо, а главное - я учился при Эрмитаже. Там есть школьный центр, где мы изучали историю, историю искусств. Это очень большой пласт образования, который помогает мне до сих пор.
- А основная ваша школа - что она собой представляла?
- Я учился в школе с углубленным преподаванием английского языка. Мы были такой "витриной" советской школьной системы - постоянные иностранные делегации, обмен опытом... "А вот этот мальчик, - показывали гостям на меня, - еще и в кино снимается".
- Зато с детства у вас, надо полагать, хороший английский?
- На сегодня я им владею свободно, впрочем, не от школы, - жизнь заставила. В более взрослом возрасте я одно время жил в Англии.
- Такая занятость в детстве - чья в том заслуга? Родители "пихали" или вы сам понимали, что время надо проводить с пользой?
- В определенный момент - родители. Но, в общем, это был график, освоенный еще до школы, график постоянного получения знаний и навыков. Я и сейчас занимаюсь самообразованием. Если вдруг сталкиваюсь с тем, чего не знаю,- оставлю у себя в блокноте пометку, обязательно пойду в библиотеку, или возьму энциклопедию, или покопаюсь в Интернете, но пробел заполню.
Есть у меня такая радость - что на массу ненужных вещей я в своей жизни время не тратил. Я не ходил на ненужные лекции в институте. Я нещадно прогуливал и школу, посещая только те предметы, которые хотел и когда хотел. Благо количество врачебных справок, которых я добивался симуляцией "по методу Станиславского", и справок с киностудии в моем распоряжении было беспредельно.
- То есть одной фразой ваш характер можно определить так: я делаю только то, что мне действительно необходимо.
- Абсолютно точно определили.
- Итак, после 14-ти лет кино из вашей жизни постепенно исчезло. Что пришло ему на смену?
- Жизнь берет свое. Хочется быть молодым, красивым и богатым, здесь и сейчас... Я рано женился, и сейчас у меня уже дочь взрослая. Я поступил в Институт культуры, на режиссерский факультет. Освоил методы режиссуры, и они мне очень помогают в бизнесе. Кстати, оканчивал я институт тоже любопытно. Где-то курса со второго меня уже вовсю манило предпринимательство, и вуз я бросил. Через год у меня стало больше свободного времени и денег, я восстановился без потери года и институт окончил. В 20 лет я был уже свободным человеком с дипломом о высшем образовании и массой мыслей.
- В результате чем вы сегодня занимаетесь?
- Металлургией.
- С дипломом Института культуры?!!
- Ну, во-первых, такое у нас поколение - со "сдвигом". А во-вторых, я уже говорил, что комплекс навыков некоего профессионала, как правило, достаточно невелик. Не думаю, что при наличии у человека способностей ему надо чему-то учиться уж о-очень долго. За исключением разве что профессии врача. Те навыки и знания по металловедению, которые у меня сегодня есть и которые добыты опытным путем, то количество специальной литературы, которое мною прочитано, - они огромны. Однако никакого специального образования я действительно не получал.
- А какими ветрами вас занесло в Англию?
- Эта тема не для интервью... Скажу только, что это был бесценный для меня опыт в бизнесе. И еще я понял, что, уезжая из России надолго, ты теряешь понимание того, что здесь происходит. Понял, что вне своей культуры жить не могу.
- Пресса последних лет, которая любит сейчас тему судеб юных кинозвезд, часто ли вспоминает маленького актера 80-х Антона Граната?
- Был эпизод некоей моей войны с конкурентами, когда они организовывали даже заказные статьи, в которых писали про меня: вот, мол, был такой мальчик, положительных героев играл, а стал такой нехороший (смеется)... Ну, обычный "черный пиар" в конкурентной борьбе. Это было несколько лет назад. А больше ничего не было.
- И я не ошибусь, если скажу, что вы не очень-то и хотите, чтобы о вашем детстве вспоминали?
- Наверное, так. Потому что мне хочется, чтобы меня знали не как человека с каким-то, скажем так, шумным прошлым, а как человека с достаточно "шумным" настоящим.
- При всем вашем желании забыть свое кинодетство, все-таки следы от него остались. Есть фильмы. Есть данные о вас в Интернете...
- Признаться, с последним никогда не сталкивался. Не оставите адресок?
- Конечно... Интересно вот что: не испытывает ли выросший юный артист некоего ощущения, что, кем бы он в жизни ни стал, сыгранное им все-таки вошло не куда-нибудь, а в историю отечественной культуры?
- Не-ет! "В историю культуры..." Да вы что! Есть Альбрехт Дюрер, который жил пятьсот лет назад и который действительно до сих пор актуален как художник. А эти фильмы? Это просто некий приятный эпизод жизни, и все. В личном плане общение с актерами, конечно, много дало. Талантливые люди и в тебе самом какие-то пласты подымают. И своими актерскими задатками ты потом пользуешься, как говорится, четыре раза за полторы минуты. Банальный пример: деловые переговоры, тебе позарез нужен материал, который предлагает партнер, тебе больше негде его купить, - но ты сидишь со светски-спокойным видом, как будто стол твой ломится от факсов с предложениями этого же товара... Но это не "история культуры". Это - "весь мир театр, и люди в нем актеры".
- Тогда другой вариант оценки кинодетства. Поскольку советского детского кинематографа больше нет и дети сейчас растут на других лентах - нет ли ощущения, что все эти роли были напрасны? Что снимались зря?
- Да почему же зря?! То, что я снимался в кино, - это абсолютно самоценное событие. Точно так же, как и любое другое в нашей уходящей жизни. А если учесть, что фильмы, в которых я играл, не были провальными, то я вообще могу назвать свою киносудьбу счастливой.
- А если бы вам вдруг вновь предложили сняться...
- Открою секрет - года три назад меня пригласили в один сериал и дали достаточно существенную роль. Я подумал - и согласился. Мы даже начали с профессиональными актерами репетировать. Поначалу, правда, они меня восприняли немножко в штыки... Актеры - достаточно замкнутая каста, и человек, который из культуры ушел в бизнес, для них - "колбасник". Есть такое словечко, не знаю, откуда оно пошло. Может, какой-то тенор из Большого в свое время занялся колбасой... Но, в конце концов, лед я растопил. А вот фильм по разным причинам не состоялся. Честно говоря, я смотрел на него как на некую "закуску" к своей полной приключений жизни. Но если и в дальнейшем буду уверен, что с какой-то ролью справлюсь, то, возможно, чем-то подобным и займусь. Ведь что есть наша жизнь, как не череда саморазвлечений!
Все права на фотографии принадлежат Антону Гранату.