На рубеже 70-80-х этот ленинградский фильм, подобно "Вам и не снилось...", у советских подростков стал одним из "культовых". Что, наверное, неудивительно, ведь тинэйджерам 70-х, как и "шестидесятникам", хотелось на экране своей доли лирики и романтики. Интересно и другое: в судьбе исполнителей ролей братьев Лавровых было нечто общее, а именно - и у того, и у другого это был дебют; и тот, и другой надолго в кино не задержались; оба стали бизнесменами. Владимир Шевельков (старший брат) на пике своей кинокарьеры сыграл одного из "гардемаринов". Исполнитель же роли младшего брата - ленинградский школьник Антон Гранат - отдал кинематографу еще несколько своих детских лет.
Если попытаться определить большинство героев, сыгранных Антоном в детстве, одним словом, то слово это уже прозвучало, - шкет. Только не упрощайте его значение. "Шестым чувством" режиссеры, вероятно, угадывали, что этот коренастый, рыжий, с пронзительно-карими глазами, хулиганистый, но с неплохим гуманитарным образованием уже в детстве мальчишка может слепить на экране не только типаж, но и характер. Как сделал он это, например, в следующей после "Клавы К." молодежной ленте Эрнеста Ясана "Придут страсти-мордасти", где сыграл пацаненка, который очень хочет найти себе старшего друга, очень тяжело переживает предательство и очень радуется, когда друг вновь оказывается рядом. А самой известной ролью Антона Граната стал Винт - четвероклассник Витя Елхов из фильма "Магия черная и белая": грубовато-отвязный, преданный, не чуждый прекрасного... В этом фильме, снятом Наумом Бирманом ("Хроника пикирующего бомбардировщика", "Волшебная сила искусства", "Учитель пения", "Трое в лодке, не считая собаки") по сценарию Валерия Приемыхова, двое закадычных друзей по прозвищу Винт и Кухня под влиянием новенькой одноклассницы принялись упорно искать - в чем же кроется смысл их десятилетней жизни.
А в чем смысл жизни самого Антона Граната, прошедшего уже через пресловутый "возраст Христа"?.. Он лихо управляется с автомобилем на переполненных транспортом питерских улицах. Он гуманитарий, занимающийся сугубо технарским бизнесом, но не изменивший гуманитарным основам своего существа. Он, похоже, привык решать все быстро. "Наверное, так", - подытоживает он какую-то часть нашей беседы и тут же откликается на очередной звонок мобильника: "Хорошо, завтра я перечислю ему пару миллионов..." Он чем-то напоминает губку или кисть, которую жизнь окунала в самые разные жидкости, разные краски, и эта губка или кисть впитала в себя все, создав какую-то особую палитру способностей, впечатлений и навыков.
- Антон, у вас такая редкая и звучная фамилия. Как говорится, мальчику с ней просто на роду было написано прославиться. Насколько же закономерным был ваш приход в кино?
- Я происхожу из старинного петербургского рода. Фамилия, с одной стороны, звучная, а с другой - какую фамилию считать "звучной"? В разных семьях бывают разные люди, так что вряд ли это связано. Закономерность моего попадания в кино уловить никоим образом невозможно. Для того чтобы сниматься, я ничего не делал, ничем не выделялся, кроме внешности. Просто была школа, школа престижная, туда пришли кого-то отбирать, и, наверное, мальчик с рыжими волосами сразу бросился в глаза.
- Сколько лет вам было?
- Семь. Снимался тогда достаточно нашумевший в свое время фильм "В моей смерти прошу винить Клаву К.". Я там играл младшего брата главного героя, а по сути - самого себя. В традициях нашей семьи всегда были какие-то шутки, розыгрыши; нрава я все время был достаточно веселого. У меня что ни день, то первое апреля. Так и до сих пор осталось... Что от меня требовалось на съемочной площадке? Быть умненьким, выполнять команды - в общем, такая хорошо запрограммированная обезьянка. Не думаю, что это имело какое-то отношение к искусству. Позже были, конечно, роли, за которые до сих пор не стыдно. Но в целом не скажу, что у меня такая уж интересная фильмография.
- На мой взгляд, главный среди ваших фильмов - все-таки "Магия черная и белая".
- Это просто нашумевшая лента, взявшая какие-то фестивальные призы. Там, пожалуй, у меня и наиболее длительное экранное время. Это был интересный фильм. Снималось очень много детей, причем все, кроме меня, - первый раз. Поэтому режиссер во многом делал ставку на меня, надеясь, что я весь этот коллектив немножко "потяну" за собой. Наверное, я его надежды в какой-то степени оправдал.
- Тем не менее, роль Винта у вас, как я понимаю, не любимая...
- Не думаю, что у меня вообще есть любимая роль. Есть вещи, которые я больше ценю, скажем так. Был такой фильм, в свое время безжалостно изрезанный и прошедший почему-то вторым экраном, - "Придут страсти-мордасти". Вот там интересная роль. На экране мой герой переживает достаточно простые эмоции - разочарование, боль, обиду, надежду, радость... Но, может быть, эти простые вещи на самом деле наиболее интересны.
- Где еще, кроме кино, вам приходилось сниматься в детские годы?
- Я много снимался в художественных передачах на Ленинградском телевидении. Кроме того, довольно много времени ездил по кинопробам. Проба - не всегда конкурс, у режиссеров в основном уже были кандидатуры на роли, но для порядка надо было кого-то отсмотреть еще, чтобы сказать: ну вот, мы выбирали... В общем, если сейчас перечислять сыгранное, фильмов будет немного, но, с другой стороны, с детства осталось субъективное ощущение, что снимался без остановки - там, сям...
- Последний раз в кино я сыграл лет в 13-14, эпизодическую роль в "Воскресном папе", - вспоминает Антон Гранат. - В школе это были старшие классы, мысли об институте, и от новых предложений о съемках я уже отказывался. Правда, длительное время у меня были сомнения - становиться или нет актером? Довелось мне за год-два до окончания школы побывать на экзаменах в театральном. Просто пошел посмотреть, что это такое. И увидел: то, что студенты там делают, за что их отмечают, - это я, наверное, смогу. И какое-то время думал - пойду по актерской стезе. Но потом жизнь все поставила на свои места.
Я поступал в Щепкинское, дошел до конкурса, но на конкурс не пошел. Наверное, понял простую вещь. Есть люди, которые действительно "горят" желанием сценического действа. Не останется этот человек в Москве, не попадет в вуз - все равно, вернувшись в родную Астрахань, наберет в каком-нибудь ДК драмкружок из способных детей и будет с ними что-нибудь ставить. А я, видимо, не такой. Без сцены я могу спать спокойно. Хотя у меня было да и до сих пор остается много друзей в артистической среде... Не думаю, что способности, которые у меня есть, могли бы наиболее остро проявиться именно в актерской игре. Скорее, наверное, в другом. Я очень легко пишу. В свое время, на рубеже 80-90-х, писал сценарии и зарабатывал этим совсем неплохие деньги.
- Что за сценарии?
- Каких-то праздников, передач, "рыбы" для клипов. В общем, все, где требуется что-то выдумать.
- И писали не только шоу-ширпотреб? Что-то более существенное до сих пор, небось, в столе лежит?
- Пожалуй, что так.
- Когда-нибудь это будет опубликовано?
- Наверное... (Отвлекается на звонок мобильника). Ну что лежит в столе? То, что не должно потерять актуальности. И проза, и стихи. Черт его знает... Я пишу постоянно, с четырнадцати лет.
С другой стороны, у меня капиталистическое предприятие, у меня семья, и это налагает целый круг обязанностей, со свободным временем довольно плохо. Суток не хватает. Но я "сова". Ночью, бывает, просыпаюсь - и за стол...
- А какая перемена должна произойти в вашей жизни, чтобы вы сказали - ладно, надо представить все это на суд людей?
- - Не знаю. Одно могу сказать: какую-то, скажем так, творческую жизнь я никогда не оставлял. Потому что наедине с бумагой ты находишь для себя отдохновение. Однако - и это не красивые слова - я не заинтересован в деньгах, которые на этом можно заработать, потому что владею массой других способов их зарабатывания. Делать как "писатель" жизнь людей лучше я тоже не хочу. Наконец, тщеславие, которое во мне есть, - оно весьма разумное.
- Другими словами, вы как капиталист свое литературное творчество в качестве бизнеса не видите?
- За исключением трех-четырех "шумящих" писателей, сегодня писательский труд в России ощутимых дивидендов не приносит. А в тех случаях, когда приносит, этих людей скорей назовешь хитрожопыми, чем интересными. Так что для меня эти две вещи - литература и бизнес - существуют раздельно... Вообще, я не думаю, что нам есть смысл на этом моем, пусть и достаточно существенном, увлечении сосредоточиваться.
Все права на фотографии принадлежат Антону Гранату.
Мы предлагаем горящие туры в Грецию, окунитесь в мир древних мифов!