У САМОГО ЧЕРНОГО МОРЯ
Пароходик "Тургенев"на котором плыли Петька и Гаврик
"Белеет парус одинокий" - эти слова звучат как обещание, как надежда, как предчувствие перемен - "Белеет парус одинокий". Недаром юный Лермонтов запомнил эту строчку, прочитав поэму декабриста Бестужева-Марлинского "Андрей, князь Переславский", которую арестованный поэт писал в крепости жестяным обломком на табачной коробке. И не только запомнил, но и дал ей новую жизнь своим стихотворением. И следующее возрождение, через столетие, у Валентина Катаева. Теперь "Белеет парус одинокий" становится названием первых трех серий многосерийного телевизионного фильма "Волны Черного моря", который снимает на киностудии имени А.П.Довженко режиссер Артур Войтецкий.
...На высоком берегу у моря ранним утром режиссер с оператором Виленом Калютой обсуждали что-то свое, профессиональное. Под обрывом цвело дерево. Цвело, может быть, чуть более роскошно, чем бывает на самом деле. Это бутафоры прикрепили к голым ветвям сотни цветов. Накануне снимали весенний эпизод, и дерево еще не успели заново "загримировать" на осенний лад. Пожалуй, больше ничего не напоминало о том, что здесь снимается кино. Хибарка деда Черноиваненко (С.Хацкевич) и его внука Гаврика, сложенная из больших плоских камней, совершенно непохожа на декорацию. На ее крыше даже колышутся какие-то стебельки. Словно рыбацкая сторожка стоит здесь много-много лет.
Тихо. Только волны шуршат. Вот так же они шелестели в те годы, когда растил сыновей интеллигент Василий Петрович Бачей (О.Табаков). Есть еще люди, не забывшие старую Одессу, ее колорит и напевы.
Композитор фильма Владимир Дашкевич рассказывал о старых одесских музыкантах, которых они с режиссером разыскивали по всему городу.
- Они были такие же дряхлые, как Фунт у Ильфа и Петрова. Но зато как они играли, когда стряхивали с себя дремоту! С каким шиком. Они даже фальшивили артистично. Жаль, что эти последние могикане уходят.
...Залилась лаем собака сторожа, охраняющего декорации. Дружелюбная и доверчивая, она с удовольствием подставляет бока всем желающим ее погладить, но при виде белых мундиров как с цепи срывается. А из машины как раз появляются белые мундиры. Это актеры, одетые городовыми. Сейчас будет сниматься эпизод облавы на хибарку, где скрывается больной Жуков. Впереди городовых господин с грустными глазами, опирающийся на зонтик: шпик "Усатый" собственной персоной.
- Он немолодой усталый человек, - представляет своего героя актер Евгений Весник. - И служебного рвения в нем давно уже не осталось. Ему вся эта чепуха надоела. Подумаешь, какой-то мальчишка, какая-то облава. Одно из сотен дел, будничный эпизод. Но - такая уж работа! Когда все кончается, он рад, потому что можно отдохнуть. И в конце сцены будет крупный план: его опустошенное, погасшее лицо.
Мы приближаемся к хибаре. Вся съемочная группа на рабочих местах.
- Вы готовы? - спросил режиссер.
Весник махнул зонтом, мальчик, играющий Гаврика, молча кивнул. А потом было вот что. Тяжелая рука "Усатого" залепила лицо мальчика, мешая ему дышать, двигаться, кричать.
Но в щель между пальцами отчаянно и высоко звенело:
- Тикайте!
Пока у Гаврика - Эдика Купоросова - высыхали слезы, пока гример подправляла "Усатому" шрам, а режиссер и оператор намечали новую точку для съемок, цветущее дерево, скинув белые лепестки, стало покрываться красными листьями. Ему предстояло войти в следующий кадр. Все рабочие руки были наперечет, и я тоже помогала переодевать дерево.
Накануне я спросила у режиссера, каким образом он ищет киноэквивалент катаевскому слову, катаевской прозе, а он не то чтобы уходил от ответа, но что-то недоговаривал.
- Воссоздать прозрачную атмосферу книги нелегко. И тут, наверное, надо следовать методу самого автора, который пристально, очень пристально всматривается в окружающий героев мир, буквально высвечивая детали.
- В сценарии, который вы написали с Евгением Оноприенко, есть ряд эпизодов из ранних рассказов Катаева. В частности, из рассказа "Родион Жуков".
- Мы брали то, что помогало дополнить биографию матроса-революционера Жукова (С.Никоненко).
...Когда я смотрела фрагменты будущего фильма, меня не оставляло ощущение, что в них соединились не только первая часть тетралогии и ранние рассказы, но и поздняя проза Катаева. Скорее всего "Волшебный рог Оберона", где самые простые вещи и явления выписаны с такой любовной тщательностью, что быт, каждодневность воспринимается как счастье. И в фильме самые простые действия - как проявители счастья. Взрезается ли арбуз, лодка ли покачивается на воде, часы ли показывают время - все это для юных героев праздник. Кажется, они свое каждодневное счастье ощущают всем телом, включая веснушки.
- Где вы нашли героев фильма?
- Вадик Кузнецов (Петя) и Эдик Купоросов (Гаврик) снялись в фильме Одесской киностудии "Рассказы о Кешке и его друзьях". Но, надо сказать, особенным желанием снова сниматься в кино не горели. Они уже знали, какая это трудная, долгая, а порой и нудная работа.
...И тут же у меня перед глазами фрагмент из будущего фильма: двое мальчишек бегут по высокому обрывистому берегу. У них в руках новый светлый парус. Принимая на себя ветер, он упруго сопротивляется. Как будто проходит здесь, на земле, первую проверку перед будущими бурями.
Елена БОРИСОГЛЕБСКАЯ
("Советский экран". 1975. N 7)
Памятник Петьке и Гаврику в Одессе
Новый сайт знакомств в казахстане для создания семьи.