Этот документальный шестисерийный мини-сериал обещает получиться достаточно неожиданным, несмотря на то, что затрагивает, давно, казалось бы, известную тему. Дело в том, что «Дорогу в ад», фильм об истории нацистских концлагерей, снял молодой тридцатисемилетний режиссер Федор Стуков.
- «Дорога в ад» для вас не первый документальный сериал о войне. Три года назад зрители канала «ТВ Центр» уже видели четырехсерийную ленту «Охотники за нацистами». И вот теперь концлагеря, фабрики смерти Третьего Рейха, разбросанные по всей Европе… Кто-то из ваших близких воевал, у кого-то из них была трагическая судьба?
- Вообще-то, судьбы многих наших соотечественников связаны с концлагерями – чья с нацистскими, а чья со сталинскими. Моего деда, офицера, убили на войне, когда ему не было и тридцати. Только это сделали не немцы, а японцы, и бабушка осталась одна с двумя детьми. В этом фильме мне хотелось попытаться, рассмотрев концлагеря как явление, ответить на вопрос, как могло произойти так, что цивилизованные люди забивали газовые камеры под завязку другими людьми, забрасывая младенцев поверх голов взрослых – иначе не помещались, а потом совершенно спокойно, вместе с собственными детьми шли на пикник? !
- Как вы работали над фильмом, где находили документальные материалы?
- У нас с автором сценария Екатериной Киркевич уже есть совместный опыт работы над военным документальным фильмом, о котором говорилось выше. Когда мы работали над сценарием «Дороги в ад», использовали «метод погружения». Конечно же, было прочитано множество книг и документов, но главным бесценным источником информации стали те люди, которые прошли через фабрики смерти. Их осталось не так много, и у каждого своя история. Такого не прочитаешь ни в одной книге, рассказы выживших узников и стали основой фильма. Мы прекрасно понимаем, что одно дело работать в художественном жанре, где возможен вымысел, и совсем другое – документалистика.
- Что вас больше всего потрясло во время съемок?
- Туристы, которые фотографировались в газовой камере. Меня до сих пор мучает вопрос, куда они будут вешать эти фотографии, на стены в гостиной?
- Вы будете ли продолжать темы, затронутые в этом документальном сериале?
- Психологически проект дался нам очень тяжело. Мы целый год отсматривали хронику с поездами, идущими в Освенцим, слушали и читали свидетельства выживших, от чего кровь стыла в жилах, снимали там, где были убиты миллионы, а в таких местах действительно особая энергетика. У меня недавно родился сын Тимка, а я снимал гору стоптанных туфелек и ботиночек, оставшихся после убитых детей, и знал, что это лишь крохотная часть детской обуви, которую нацисты не успели уничтожить. В фильм очень многое не вошло, просто не уместилось. Собранного нами материала хватит еще на десяток фильмов, и, быть может, мы к этому вернемся. Но сейчас, если честно, хочется снять какую-нибудь комедию.
- Почему вы увидели в качестве ведущего «Дороги в ад» именно Бориса Корчевникова, и были ли у вас другие кандидатуры на эту роль?
- Существует некий зрительский стереотип: раз фильм о концлагерях, о войне, то в роли рассказчика в нем должен выступать человек, глядя на которого кажется, что он чуть ли не сам прошел «дорогу в ад». И якобы смотреть такое кино должны тоже зрители зрелого возраста: им это интересно, а молодым нет. Одной из наших задач было сделать так, чтобы эта лента привлекла аудиторию разных возрастов. А для этого, на наш взгляд, эту страшную историю молодому зрителю, привыкшему к современному киноязыку, не так много знающему о событиях 60-тилетней давности, должен рассказывать их ровесник. Ему легче сделать так, чтобы молодежь ассоциировала себя с испытавшими весь этот ужас. Ведь кто в основном погибал на войне или в лагерях? Молодые люди, целое поколение было выкошено. И мы решили доверить рассказ Борису Корчевникову. Да, наверное, это был риск, но теперь, когда фильм готов, ясно, что он абсолютно оправдался. Талантливый журналист и актер отлично справился с поставленной задачей. И еще одно. Борис Корчевников полностью соответствовал обязательному условию: ведущим мог стать только человек с безупречной репутацией. Других претендентов на эту роль у меня не было: я давно хотел поработать с Борисом, и сценарий писался под него.