Интервью с Ритой Сергеечевой

"Панорама-Ответ", 2003
Каждый видевший на экране Риту Сергеечеву запомнил смелую, решительную девочку. С первых же картин в ней ощущалась незаурядная, яркая личность. А картин было много: «Капитан», «Странные взрослые», «Дети как дети»,«Четвертая высота»... По окончании школы Маргарита Сергеечева была уже известной актрисой. Казалось, что жизнь ее предрешена. Судьба распорядилась иначе...

-V нас нет родственников в сфере искусства. А как попала в кино?

- Мама привела меня, шестилетнюю, на спектакль в БДТ. В зал меня не пустили - оставили у тетеньки-вахтера поджидать маму. Я резвилась, пока меня не приметил Ефим Захарович Копелян. Он и оказался моим крестным отцом в кино. Благодаря ему я попала на дубляж немецкого детского фильма «Покупаем пожарную машину". Своим «нежным» голосом, который остался на всю дальнейшую жизнь, я дублировала мальчика.Технологию процесса,видимо освоила сразу, легко попала в чужую артикуляцию.

- Чтобы оценить дебют, всей семьей, наверное, посещали кинотеатр?

- Не люблю этого делать. И тогда не воспринимала всерьез сделанное. Для меня кино было увлекательной игрой. Да и денег особых это занятие не приносило. Чтобы как-то угомонить, Ефим Захарович одаривал меня марками: отработала, не извела съемочную группу - выдавал марку с кошкой. Картин пять я отработала на дубляже, и лишь потом начались съемки.

- Как родители к этому отнеслись?

- Маме, конечно, нравилось внимание к ее ребенку, но она никогда не прилагала никаких усилий, чтобы меня "продвигать" и даже не присутствовала на съемках. С десяти лет я вела самостоятельную жизнь. Как правило, снимали летом, когда мама уезжала в пионерлагерь - она работала врачом. Конечно, мама интере совалась, как идут дела, волнуясь, звонила. чтобы кто-то за мной присматривал.

- А как складывалась кинобиография?

-Все развивалось по традиционной российской схеме. Нашли ребенка, все получилось, и искать других детей было просто лень. Так, в один год я сыграла в четырех картинам по "Денискиным рассказам». Там, кроме Мишки и Дениски, есть третий персонаж Аленка. Режиссеры были разные. Мальчишки менялись, а я так и осталась - утруждать себя поиском девчонки не стали. «Капитан» снимала Аяна Шахмалиева, наш ленинградский режиссер, у которой я потом играла еще в трех фильмах.

- Фильм «Странные взрослые" продолжил общение с этим замечательным режиссером?

- Это первая полнометражная картина Шахмалиевой. Пробовали меня не на роль главной героини, а на одну из ее подружек из детского дома. Потом Аяна прокляла тот час, когда взяла меня, возмущалась:«Вот, связались!» Я в ответ: «Как связались, так и развязались...» - и убегала прочь. Меня подолгу разыскивали. Мы конфликтовали, ругались страшно. Тем не менее дуэт состоялся. На протяжении четырех лет я общалась с очень умным. Я взрослела. Она меня лепила. Сейчас уже понимаю, что она во многом меня сформировала. Я не очень верю в возможность осмысленного выполнения ребенком актерских задач. Это режиссер вгоняет тебя в то состояние, которое ему необходимо. Однако со временем я начала относиться к съемкам как к работе. Постепенно стали возникать некие обязанности, связанные с чувством долга.

- На успеваемости в школе работа в кино не сказывалась?

- Занималась легко, двоек не было. Мама меня не напрягала. Я жила улицей, но читала очень много. Занималась спортивной гимнастикой до тринадцати лет, до травмы. Дралась, лазила по подвалам, поджигала карбид - мальчишеские забавы в мальчишеских компаниях. Если с чем не согласна была - сразу в нос давала без всякой дипломатии.

- На съемочной площадке со взрослыми не возникало панибратских отношений?

- Нет. Хотя я практически не уходила с площадки: с десяти утра и до конца рабочего дня, независимо от занятости. Я распрекрасно болталась среди взрослых. Гердт, Ханаева, Камерный - что говорить, мне повезло. И никакого панибратства. Я работала с добрыми, умными людьми. Они нормально относились к ребенку. Потом мне рассказывали, как я всех доводила. У меня были какие-то котята, которых я возила с собой на съемочную площадку, дома жил медведь. Шла активная животноводческая жизнь. Я была сумасшедшей. Тем не менее с тем же Дуровым у меня сохранились теплые отношения. Бывая в Москве, я останавливалась у него, его дочь Катя часто жила у меня.

- Когда же стали всерьез решать актерские задачи?

- Думаю, на съемках «Четвертой высоты". Играла Гулю в детстве. Там уже было некое перевоплощение. События разворачиваюся во время войны, а у меня всегда было трепетное отношение к войне. Я стала взрослей, сдержанней.

- И, ощутив себя актрисой, вы решили поступать в театральный институт?

- Нет, не ощутила я в себе актрису. И до сих пор сомневаюсь, что по своей природе могла быть таковой. Просто судьба так складывалась - один фильм за другим... После кино пошла по пути наименьшего сопротивления - в институт. Обо мне говорили: «А, эта та «железная девочка», которая снималась...» Я думала, неужели в самом деле так? И ведь оказалось, что именно так. Наверное, для всех очевидны были моя самостоятельность, собственная позиция. После института снялась в двух картинах. В фильме «За прекрасных дам!» сыграла одну из торгашек. Мы там веселились вовсю. Компания была шикарная: Цыплакова, Розанова, Абдулов, Панкратов-Черный... Но... Шла перестройка, и фестивалей было больше, чем снималось картин. Поразмыслив над происходящим, я решила, что с забавой пора заканчивать. И резко поменяла жизнь.

На страницу 2
Татьяна ТКАЧ

Hosted by uCoz