МАЛЬВИНА ИЗ "ПРИКЛЮЧЕНИЙ БУРАТИНО", АКТРИСА ТАТЬЯНА ПРОЦЕНКО: "ВЛАДИМИР БАСОВ НАС ПОСТОЯННО СМЕШИЛ, ЭТУШ УГОЩАЛ КОНФЕТАМИ, А КОГДА ПОЯВЛЯЛСЯ РОЛАН БЫКОВ... ВСЕ ЗАМИРАЛИ"

 

 

                                                                                 

Ровно тридцать лет назад начались съемки полюбившегося миллионам фильма-сказки

FLEXER.RU FLEXER.RU На поиски моей героини пришлось потратить больше месяца, подключив к ним всех московских знакомых. Когда уже казалось, что дело зашло в тупик, чудом удалось раздобыть телефон Альбины Васильевны, мамы актрисы. Оказалось, сейчас Татьяна с дочерью Аней живут у нее во Внукове. Об интервью договорились по телефону. Когда в назначений день я позвонил ей, Таня сказала: "Ой! Планы поменялись. У меня ребенок приболел, не могли бы вы приехать прямо к нам домой?" "Вооружившись" розами и прихватив бутылочку красного вина, я отправился в гости. 45 минут на метро, полчаса автобусом, еще минут 25 в километровой автомобильной пробке, и я в подмосковном Внукове. Вот он, дом номер 16. Голубой забор, небольшая калитка. Узенькая тропинка ведет к срубленному из бревен дому. Дверь открыла Татьяна, улыбчивая молодая женщина. Вслед за Пушкиным хотелось воскликнуть: "Ужель та самая Мальвина?!" "Посидим по-домашнему, - сказала Танина мама, Альбина Васильевна, приглашая к столу. За чашкой чая с домашним пирогом мы и начали нашу беседу.

                                                                                                 

 

"Как внезапно попала в кино, так с ним и распрощалась..."

- Слухами земля полнится, признавайтесь, куда пропали после своего детского звездного часа?

- Судьба! (Смеется.) Как внезапно попала в кино, так с ним и распрощалась. Вообще часто дети, сыгравшие в кино и ставшие знаменитыми в раннем возрасте, не становятся звездами. Может, просто устают от груза славы (улыбается). Слава - трудное испытание, может быть, потому, что я прекрасно понимала все трудности актерской профессии, никогда не хотела стать актрисой.

О многих героях сказок, которые потом не стали великими актерами, всякие глупости рассказывают. Я не стала исключением. Обо мне не только говорили, но и писали. Причем серьезные издания. Как-то написали, что я свалилась в 9-метровый коллектор и свернула себе шею.

Или, к примеру, мне рассказывали, что девочки-близняшки, сыгравшие в сказке "Королевство кривых зеркал", сейчас якобы выжили из ума. А один из главных героев "Неуловимых мстителей", самый главный белобрысый мальчуган, попал по пьянке в какую-то автомобильную аварию, сбил насмерть человека и угодил за решетку.

- Давайте обо всем по порядку... На съемочную площадку как попали?

- Совершенно случайно. Вообще все началось в Украине. Как-то мы с мамой отдыхали на Днепре, и меня покрестили. Почему именно там? Папа был высокопоставленным чиновником и крестить меня в Москве в те времена не представлялось возможным. В крестные взяли знакомую из Белоруссии. Спустя какое-то время, когда мне исполнилось 6 лет, мы с мамой отправились к ней в гости. В купе поезда Москва-Минск с нами ехала женщина, которая, как оказалось, была помощником режиссера.

- Таня была очень артистичной девочкой, - вступает в беседу Альбина Васильевна. - Все время что-то пела, стихи рассказывала, причем сочиняла их на ходу. При этом объявляла: "Выступает народная артистка народного танца Таня Проценко". И вдруг наша спутница говорит: "Боже мой! Я вас столько искала! Девочка с голубыми глазами - это то, что нам нужно". Оказалось, она ехала на съемки. На роль сказочной героини долго никого не могли найти. Когда мы приехали в Минск, нас пригласили на "Беларусь-фильм". Кстати, детей для "Приключений Буратино" искали по всей стране. Томас Аугустинас, например, игравший Артемона, был из Вильнюса. Съемки проходили целый год, на киностудии в Минске, в Крыму, на Поляне Сказок...

- Неужели вот так, без проб взяли?

- Ну почему же без проб? Кстати, пробы - очень тяжелая вещь. Обычно для них выбирают самую сложную сцену из картины. У меня был кусок, который не вошел в фильм. Буратино ночью прибегает к Мальвине, она появляется в своем окошке и говорит: "Я сплю, ничего не могу поделать. Приходите утром". Представьте, мало того, что нужно было сыграть куклу, так еще и спящую! Тем не менее режиссер фильма Нечаев меня утвердил. Наверное, уже отчаялся найти героиню.

- Как вам, детям, работалось с маститыми актерами?

- Мы были маленькими, поэтому звания для нас ничего не значили. У меня было ощущение, что я попала в сказку. Сам сюжет этой волшебной истории я знала. Но вот все происходящее вокруг было неописуемо...

Басов нас постоянно смешил. Этуша, хотя он и играл страшного злодея Карабаса Барабаса, не то что не боялись - мы на нем вечно висели гроздьями. Постоянно угощал нас конфетами. А когда появлялся Быков, это было что-то. Личность! Все замолкали. У него была просто какая-то бешеная энергетика. Ролан Анатольевич жил на пределе возможностей - он ведь был очень больным человеком.

Бывали и неприятности. Прямо со съемочной площадки Катина-Ярцева, который играл Джузеппе, "скорая" с инфарктом увезли в больницу. Снимали заключительный эпизод, когда все герои попадают в сказочный театр. Ему было плохо, и если присмотреться, он в фильме с перекошенным от боли лицом.

Вообще съемочная группа была замечательная. Композитор Алексей Рыбников тогда только начинал. А Булат Окуджава с песней "На дурака не нужен нож..."! Удивительно, как песню с таким глубоким подтекстом вообще пропустили в те времена.

 - Можно сказать, что после выхода фильма вы "проснулась знаменитой"?

- Нет, я стала знаменитой лишь через несколько лет, когда фильм стал популярным. Слава пришла позже. И пальцем на улицах показывали, и дразнили. И влюбленные кавалеры под окнами ходили. Тысячами приходили письма со всего Союза. Признавались в любви, писали "хочу с тобой дружить"... Меня это до сих пор удивляет. Вроде бы такая небольшая роль... Мне просто повезло попасть в классику отечественного кино (смеется).

- Неужели не хотелось стать кинозвездой? По-моему, об этом все девчонки мечтают...

Альбина Васильевна: Когда Таня снялась в роли Мальвины, автор сценария Инна Веткина специально для Тани написала "Про Красную шапочку". Но как случайно Таня попала в кино, так же случайно она с ним рассталась. Все было готово к съемкам, но случилась трагедия...

Татьяна: Да уж от судьбы не уйдешь! Я каталась на велосипеде, и соседский мальчишка, обгоняя, толкнул меня. Я упала. Казалось бы, обычная история, ну шлепнулась с велосипеда?! А я так неудачно упала, что рассыпалась, как фарфоровая кукла. Сломала ключицу, височную кость. Было сотрясение мозга. Одним словом, прямо накануне съемок я попала в больницу.

Альбина Васильевна: После больницы врачи запретили ее волновать. Сказали лет 5-7 вести спокойный образ жизни: никаких съемок, переездов, эмоциональных нагрузок. Пришлось отказаться от всего.

- Потом не жалели, что так случилось?

- Я бы не сказала. Тем более, что потом Быков приглашал меня на съемки, звал сниматься в "Чучеле".

- Неужели на главную роль, которую сыграла Кристина Орбакайте?

Татьяна: Нет. На роль отрицательной героини. Помните, которая всех ребят подбивала, руководила классом. Но я, повзрослев, уже не могла играть отрицательных героев.

Альбина Васильевна: Ролан Анатольевич не поверил, что Таня отказывается сниматься. Тогда я предложила ему самому переговорить с ней и позвала дочку к телефону. Она взяла трубку и... расплакалась. Так и не смогла ничего ему сказать. Он все тогда сам понял.

Татьяна: Когда я закончила киноведческое отделение ВГИКа, Ролан Быков пригласил меня в детский телевизионный проект. Мы наснимали массу материала, но нам не дали эфира, и все легло на полку. Потом на студии начались сокращения, и пришлось сменить профессию. Занялась компьютерной версткой. Так что, как видите, с кино и телевидением у меня непродолжительный роман.

А вообще-то Мальвина, наверное, будет постоянно перекрывать меня, хоть в 30, хоть в 70 лет. Это штамп, печать дьявола (смеется). Мы тут как-то на юбилее нашего любимого режиссера Леонида Нечаева болтали с Яной Поплавской, она же Красная шапочка. Яна говорит: "Танюха! Что ни делай, что ни играй, все равно мы останемся: ты - Мальвиной, я - Шапкой, Дима - Буратино". Такая троица. Всех остальных разметало по миру. Томас (Артемон) уехал в Канаду, мальчик Рома, который играл Пьеро, стал детским врачом, живет в Израиле.

Сейчас Татьяна не работает, занимается воспитанием дочки, живет в основном у мамы в Подмосковье.

- Как сейчас реагируют люди, узнав, что вы та самая девочка с голубыми волосами?

- Ой! Да по-разному. В моем окружении есть люди, даже не подозревающие об этом. Узнав, очень удивляются. "Ой, это правда вы? Мои дети так любят этот фильм... Обожают вашу героиню!" Это, конечно, приятно.

- Как к вам в детстве относились сверстники?

- Спокойно. Правда, всегда, когда по телевизору показывали "Приключения Буратино", прекращали урок, включали телевизор и все в очередной раз смотрели любимую сказку. И тогда уж я получала массу комплиментов.

- Как дети вели себя на съемочной площадке? Не баловались?

- По-моему, нормально. Весело было. Перед камерой за несколько минут мы делали пару дублей и продолжали играть. Мы все дружили. Правда, мальчишки как-то раз подрались. Мне тогда, естественно, казалось, что все эти потасовки из-за меня, что они не могут меня поделить...

- Неужели все было так легко и весело?

- На съемках - да. Сложно было потом, на озвучивании. Мне, в отличие от других, пришлось озвучивать самой. Для моей героини не смогли найти дублера. А это уже, в отличие от съемок, работа. Одно дело быть в гриме, хорошо выглядеть, другое - озвучивать. Приходилось сидеть часами в студии, говорить с нужной интонацией, а главное - попадать синхронно. Нужно было плакать, смеяться.

- В одном из эпизодов Мальвина плакала. Наверное, трудно сыграть такое 6-летнему ребенку или были какие-то режиссерские приемы?

- Да было дело. Когда снимали сцену, в которой Мальвина закрыла Буратино в темном чулане, а сама пускала слезу, я должна была плакать, а слез не было. И тогда ко мне поднесли нарезанный лук. Я разрыдалась... И плакала-то я не из-за лука, а от обиды. "Как же так? Что я, не могу сама сыграть - лук мне суют". Режиссер подбежал к камере и сам начал снимать, чтобы не упустить момент.

 

"На свои кровно заработанные деньги купила фортепиано"

В прошлом году в гостях у Татьяны была Оксана Пушкина. Предлагала работать с ней над программой. Но Таня отказалась. "Слишком суетливая жизнь, а суета зачастую губит творчество". Таня пишет стихи, недавно выпустила свою вторую книжку, "Стихи на нитях". "Творческим человеком можно быть в любой профессии. Творчество не зажмешь, оно все равно проявится", - считает она.

- А что больше всего запомнилось на съемочной площадке?

- Запомнился... запах павильона. От софитов в воздухе витает смесь аромата свежего дерева, из которого изготовляли декорации, свежей краски и запах электроприборов. Какой-то такой нереальный запах. Еще запомнилась процедура грима. Грим был не просто киношный. Задача была - сделать из меня куклу с фарфоровым личиком. Ресницы приклеивали, парик голубого цвета из капроновых волос надевали. Вообще этот процесс занимал очень много времени. И все - ради одной-двух минут перед камерой. Бывали моменты, когда нас часами готовили к съемкам, гримировали. Весь день проходишь, а потом съемка срывается, и все!

- Кстати, большинство ваших сцен снимали в павильоне ?

- Сначала искали натуру для съемок, нашли цветовода, у которого весь сад был засажен розами и орхидеями... Но когда он узнал, что помимо актеров, будет еще человек двадцать съемочной группы, софиты, камеры, отказался, решив, что от его клумбы ничего не останется. Срочно изготовили декорации в павильоне, и мы все вместе, я, мама, брат, вырезали по трафаретам из бумаги ромашки для полянки.

- Курьезов много было?

- Да полно. Слава Богу, обошлось без травм. Сцену, в которой Карабас поет: "Мы начинаем представленье...", едет в карете по городу со своими куклами и приглашает горожан на спектакль, снимали на узких крутых улочках Ялты. Повозку, естественно, привязали канатами, но они не выдержали, и Карабас со всей своей командой понесся вниз по улице. К счастью, отделались синяками.

Сцену с Черепахой Тортиллой доснимали после на натуре под Минском. А дело было в ноябре, холодина... И лягушкам пришлось плавать в холодной воде, да еще радость на лице изображать.

Со мной тоже случались истории, правда, больше не курьезные, а экстремальные. Все старались делать по-настоящему, чтобы выглядело правдоподобно. Есть сцена, когда Мальвина несет ведерко с кипяченым молоком, видит Буратино, вскрикивает и роняет ведро. Закипятили молоко, чтобы пар шел, налили очень горячим... и я чуть не сварилась.

А еще зубы мне вставляли... Как раз такой возраст - начали выпадать молочные зубы. Половину отсняли, и тут... Естественно, ждать, когда вырастут новые, времени нет. Вот и отправили меня в поликлинику ставить протезы. Я жутко переживала.

- За все свои страдания вы хоть были вознаграждены материально?

- Конечно. Нам ведь платили зарплату. Вот... стоит фортепиано. На свои, кровно заработанные купила (смеется).

Альбина Васильевна: Деньги, правда, платили нерегулярно. Договор заключали на 10 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам. Но платили частями, то 120, то 180, то 150 рублей с перерывами. Я их откладывала, после съемок купили за 650 рублей пианино. Я все время хотела выгравировать памятную надпись, что это первый дочкин заработок, руки так и не дошли...

В конце нашей беседы Татьяна достала из гардероба маленькие туфельки, сшитые на заказ, и поистрепавшееся платьице из атласа и кружев. То самое, в котором она сыграла свою первую и последнюю роль девочки с голубыми волосами. А еще Таня подарила мне сборник своих стихов, написав: "Желаю не быть ни марионеткой, ни Карабасом. Мальвина".

P.S. Когда мы уже прощались, я узнал, что с домиком, в котором живет семья, связана интересная история. Раньше в нем жил Василий Сталин. Несколько раз приезжал сюда сам Иосиф Виссарионович. Местные старожилы помнят вождя мирового пролетариата стоявшего на крыльце и курящего свою трубку...

 

 Владимир ГРОМОВ
"ФАКТЫ" (Москва-Киев).
"Facty i kommentarii ". 16-Октябрь-2002

 

 

 

 

 

     

Hosted by uCoz