Интервью c Александром Проданом

"Аргументы и факты в Беларуси" №3

Саша Продан в роли Тима Таллера

$25 ЗА СМЕХ - ЭТО ПОТОЛОК

У КАЖДОГО поколения детей свое "культовое" кино. Но есть отечественные фильмы, которые никогда не уйдут с экранов. Один из них - фильм режиссера Леонида Нечаева "Проданный смех". Вот уже почти двадцать лет Саше Продану, исполнителю роли Тима Талера, поклонники присылают письма. Пишут ровесники самого Александра, пишут ровесники Тима. Пожалуй, у нынешних молодых фильм имеет даже больший успех.

КОГДА-ТО прокат "Проданного смеха" был задержан на два года. Считалось, что "буржуйские" проблемы недоступны пониманию простых советских детей. Биржи, брокеры, тотализатор. Смех, отданный в обмен за право выигрыша любого пари (чиновникам от культуры и слово-то "пари" было решительно не по нраву). Что важнее: человеческие отношения? Деньги? Слава? На эти вопросы, считавшиеся риторическими в советское время, новому поколению заново приходится искать ответ...

Александр Продан - Тим Талер, он же Ваня Белов ("Третий в пятом ряду"), он же Коля Слепнев ("Из жизни начальника уголовного розыска"), он же Женя Чумаков ("Научись танцевать") - на письма поклонников не отвечает. Считает себя человеком далеким от кино. Последние свои роли в "Белом озере", "Слава Богу, не в Америке", "Однажды в марте" он сыграл в начале 90-х, и теперь лишь изредка снимается в белорусской рекламе. Не сразу согласился Продан и на интервью, ссылаясь на то, что его взрослая жизнь - совсем "другое кино"...


- В детстве мне просто повезло. Именно меня, а не другого мальчика с бадминтонной ракеткой и кедами через плечо встретил на улице режиссер Леонид Нечаев. Представился, сказал, что у меня красивое лицо, и оставил свой телефон на тот случай, если я захочу сниматься в кино. Кто ж в десять лет не хочет сниматься? Да еще у режиссера, снявшего "Буратино", "Про Красную шапочку"? Потом повезло, что в милиции на требование моей мамы немедленно арестовать "приставалу", отреагировали адекватно: перезвонили на "Беларусьфильм", разобрались что к чему и даже уточнили день кинопробы... Дальше везло уже по инерции. Я всего лишь исполнял то, чего хотели от меня режиссеры. А когда не исполнял, то достаточно было простого психологического трюка, чтобы привести меня в рабочее состояние. Например, перед съемками серьезного эпизода в "Проданном смехе", когда по сценарию Тим уже разучился смеяться, у съемочной группы вдруг случился приступ хохота. Я "заходился" пуще всех. Леонид Алексеевич понаблюдал и поинтересовался: "Ты вообще-то себя в зеркале видел? Урод уродом, чего ты ржешь? Мне бы с такой внешностью было не до смеха". И все. Снимали без дублей. В кадре у меня натурально угрюмое лицо...

Мрачный Тим

- Сегодня от "киношного" детства остались только названия. Скажем, "третьим в пятом ряду" я недавно был в качестве продавца на рынке в Ждановичах. "Слава Богу, не в Америке" произнес по возвращении из США...

- В одном из роликов рекламирую средство по уходу за улыбкой. Чем не "проданный смех"?

- Только, у белорусских рекламодателей возможностей поменьше, чем у барона Треча. Но когда знаешь, за какие гроши и в каких условиях создаются отечественные клипы, понимаешь: и $25 за съемку - "потолок". Белорусские клипмейкеры из ничего умудряются делать невозможное...

- Знаю, что тебя приглашали на роль в "Каменской"...

- Когда занят добычей хлеба насущного, не всегда удается позволить себе такую роскошь, как небольшая роль в кино. Возможно, я разочарую Леонида Алексеевича Нечаева (на съемках, разъясняя мне суть "Проданного смеха", он часто говорил, что не в деньгах счастье), но приходится признать: деньги не имеют значения, только когда их достаточно. Мужчина в первую очередь должен обеспечивать семью. Семья - вот что главное.

А сам по себе я человек не меркантильный. Просто рано начал зарабатывать и всегда был уверен, что уж за мной-то близкие будут как за каменной стеной. Первую зарплату получил в 11 лет. Тысяча рублей - были огромные по тем временам деньги. Помню, с каким восторгом отдавал зарплату маме. Правда, однажды 2 рубля 60 копеек "суточных" в экспедиции полностью потратил на себя. Точнее на мороженое, "газировку", конфеты. И - отравился. В тот день с площадки "Горького можжевельника" в Бурятии я должен был срочно улетать в Минск на съемки "Научись танцевать" (работал я как взрослый - снимался в двух фильмах одновременно). Четырехчасовую поездку в автомобиле по степи и перелет в Иркутск еще выдержал. Но в Минск уже не улетел. Всю ночь меня "откачивали" в медпункте Иркутского аэропорта, а наутро отправили на "попутном" самолете через Харьков. Оттуда, в полуобморочном состоянии, без билета, в тамбуре поезда добирался до Минска. Словом, за "алчность" поплатился... Если серьезно, то сейчас экономический вопрос для меня - самый серьезный. Уже месяц я в поисках работы...

- Наверное, человеку, который рано познал вкус славы, работал с талантливейшими артистами - Кириллом Лавровым, Натальей Гундаревой, Леонидом Филатовым, Павлом Кадочниковым, обидно трудиться просто ради хлеба с колбасой?

- Как раз общение с настоящими профессионалами когда-то научило меня: если уж ты что-то делаешь, то выкладывайся "на всю катушку". Неважно, кто ты при этом - артист, осветитель или токарь на заводе. Душа приложится к любой работе, если получаешь желаемый результат. Я с одинаковым энтузиазмом пробовал себя в качестве радиомонтажника и даже журналиста, заканчивая политехнический институт, учился на курсах экономистов... "Грело" до тех пор, пока была материальная отдача. Что касается моей былой "славы", то момент собственной популярности я как-то упустил: может, потому, что в то время, когда показывали первые фильмы с моим участием, я уехал сниматься в Украину. Вернулся в Минск, а про мои "достижения" все уже подзабыли... Если исходить из того, что слава - это когда тебя узнают на улице и в метро, то я и сейчас узнаваем. Люди подходят. "Это вы?" - спрашивают. "Да, это я", - отвечаю. Такой вот "славный" разговор...

Маргарита ПОЛЕЖАЕВА

Hosted by uCoz