Красной шапочке - 25 лет

газета "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ", 2004

Яна Поплавская

От редакции: В декабре нынешнего года любимому детскому фильму “всех времен и народов” “КРАСНАЯ ШАПОЧКА” исполняется ровно 25 лет. Редакции нашей газеты очень повезло, что среди членов ее попечительского совета присутствует исполнительница главной роли в этом фильме, актриса Яна Поплавская. Она бы и была рада дать интервью именно нашей газете, но нас опередил американский журнал “Большой Вашингтон”. И именно его главный редактор Сергей Кузнецов взял интервью у Яны, по случаю юбилея. А мы, воспользовавшись его любезностью, приводим его в сокращенном варианте.

Сергей Кузнецов:- Почти 25 лет назад маленькая девочка Яна, сыграв Красную Шапочку, очаровала всю страну. Как ты стала Красной Шапочкой?

Яна Поплавская:- Я помню, что было безумно холодно, шел снег, и мы с мамой ехали в метро во Дворец Пионеров. На мне был платок, завязанный крест-накрест, варежки. Открылись двери, и я увидела огромное количество девочек в кружевных платьях, с розовыми и белыми бантами на головах. А я стояла, как кукла, в этом платке рядом с мамой. Затем мы увидели Нечаева – режиссера будущего фильма. Он посмотрел на меня и спросил: “Это кто?”.

Мама ответила: “Я привезла Яну Поплавскую…”.

- Это Яна Поплавская? – переспросил он, и гримаса ужаса исказила его лицо. – Размотайте, - попросил он.

Мама меня размотала. Мой покрасневший на морозе нос отошел, меня причесали. Через некоторое время он сказал: “Слушай, рыжая, а ты ничего. А что ты умеешь делать?”

- Я умею читать стихи…
- Давай, читай.
- Но тогда вы мне должны помогать.
- Как помогать?
- Ну, реагировать.
Нечаев сел на стул и стал смотреть на меня. Я начала читать “Про слона Хортона”. Сначала он посмеивался, но потом, когда я дошла до момента, как слон высиживал яйца, Нечаев начал безудержно смеяться, он просто чуть не упал со стула.

Итог моего чтения был таков: меня схватили на руки и стали кружить, а Нечаев сказал: “Наконец-то я тебя нашел! Снимать я буду только тебя!”.

Яна Поплавская в фильме ПРО КРАСНУЮ ШАПОЧКУ

Я знала, что хорошо читала стихи, потому что об этом сказала мне мама. Я очень зависела от мамы. На съемках, если говорили: “Хорошо”, а я видела, что мама недовольна, я понимала, что отработала слабо. У меня внутри все сжималось, как у спортсмена, когда он делает еще одну попытку, чтобы показать тренеру, мол, я еще могу, я прыгну!”

С. К.:- Твоя мама присутствовала на всех твоих съемках?

Я. П.:- Всегда. И была со мной очень строга. Вот сцена в фильме “Примите телеграмму в долг”, где мне нужно было заплакать. А у меня никак не получалось. Мама меня отозвала в сторону и стала так ругаться, мол, я вообще ничто, позорище… Обижала меня, как могла. Я, естественно, разрыдалась. А мама сказала режиссеру: “Скорее снимайте, она готова!”. А потом она очень жалела меня, извинялась…

С. К.:- Сколько тебе было лет, когда ты стала сниматься в этом фильме?

Я. П.:- 10 лет. Выбор был за родителями. Это они привезли меня к Нечаеву.

Евгения Поплавская (мама Яны):- Яна не просто была одаренным ребенком. Она была фантастически освобожденным ребенком. Нечаев искал около года героиню на роль Красной Шапочки. И куда бы он не обращался, ему советовали: “Есть Яна Поплавская. Попробуйте ее снять. Это просто Красная Шапочка”. Но когда Нечаев увидел любительские фотографии Яны, то сказал: “Какой ужас! Я никогда не буду ее снимать!”. Прошло время. Нечаев продолжал поиски. И опять ему все советовали посмотреть Яну. Наконец, он согласился.

С. К.:- В фильме ты общаешься на равных с известными артистами. Ты действительно была таким раскрепощенным ребенком?

Я. П.:- Дело в том, что на съемочной площадке были очень демократичные отношения между детьми и взрослыми. Давайте вспомним, в какое время снималась картина. Это сейчас уже выросло новое поколение, раскрепощенное. Тогда в семьях воспитывали совершенно по-другому. А съемочная площадка была своеобразным оазисом. Я себя чувствовала абсолютно на равных со взрослыми. Мне никто не говорил: “Ты еще маленькая. Помолчи!” Я, наоборот, чувствовала себя центром всего, что происходило. Меня все баловали.

Я вообще считаю, что актер, независимо от того, взрослый он или ребенок, хорошо играет только тогда, когда его любят. А если актера не любят, ничего из него выжать нельзя.

Яна Поплавская, Владимир Басов, Рина Зеленая

С. К.:- “Красная Шапочка” – один из первых детских философских фильмов. Насколько тебе было сложно освоить роль?

Я. П.: Это была игра. Я представляла себе, что все взрослые и дети играют на съемочной площадке. Это весело и здорово! Было, конечно, тяжело, когда я хотела есть, пить, спать… Но ребенка легко завести, переключить…

С. К.:- В фильме ты свои симпатии отдаешь Трофимову – “Толстому волку”. Ты его жалеешь, говоришь, что “он добрый и внушает надежду”.

Я. П.:- Вначале мне очень нравился Трофимов. Он был такой пухленький, симпатичный. Но во время съемок Басов, который играл “Худого волка”, несмотря на его экранный облик, был настолько замечательным, что мои симпатии переместились в его сторону. В сцене, когда падает дерево, я говорю ему: “Какими судьбами!”. И это похоже на кокетство. Рядом с ним я себя чувствовала взрослой. Он всегда так элегантно шутил, целовал мне ручки. Когда привозили железные баки с обедом, он спрашивал меня: “А что дама хочет поесть?”. А Трофимов работал только в кадре, а за кадром игра не продолжалась.

С. К.:- Я забыл о еще одном отрицательном персонаже фильма – охотнике, который тебя предает по сценарию в самый важный момент. Его играл Ролан Быков. Как ты относилась к нему?

Я. П.:- Я очень любила Быкова. Он мне помогал и не уходил с площадки, даже когда были не его сцены.

Е. П.:- В одной сцене Яна должна была играть под проливным дождем. Приехали пожарные машины, стали поливать. А на улице, между прочим, 0 градусов! Мы каблуками разбивали лед. Яну после съемок закутывали в дубленки. И вдруг Ролан Быков, перенесший только что воспаление легких, говорит: “Я тоже хочу при 0 градусов сниматься под проливным дождем!” (По сценарию он не должен был лезть под дождь). Но Быков настоял. Его завернули в целлофан, обмотали тряпками, и он тоже вместе с Яной снимался под дождем.

С. К.:- Ты снималась вместе с Риной Зеленой. Помнишь ли ты ее?

Я. П.:- Она была уже к тому времени очень старенькой. Я помню, что мы потом приезжали к ней в гости. Рина Зеленая обладала потрясающим чувством юмора. Мне очень повезло! Я снялась с такими актерами! А с другой стороны, когда смотришь картину, безумно жалко, ведь нет уже многих из них…

С. К.:- Яна, чем для тебя стала роль Красной Шапочки?

Я. П.: Это кусок моей жизни. С этой роли началась моя судьба. Мне было и легко и тяжело, потому, что Красная Шапочка все время преследовала меня. Был момент в моей жизни, когда я стала дико раздражаться. Года три-четыре назад я сказала себе: “Все! Хватит! Я не могу больше слышать про Красную Шапочку. Я прекращаю все интервью на эту тему.

С. К.:- А как пережила маленькая десятилетняя девочка Яна волну всенародной славы?

Я. П.:- Сначала – ужасно! У меня было ощущение, что на улицу выходить не надо. Все беспардонно меня разглядывали, показывали пальцами…Но, в конце концов, я к этому привыкла.

С. К.:- А снималась ли ты в кино до Красной Шапочки?

Я. П.:- Самый первый фильм – это “Помни имя свое”. Мне было 6 лет. Но когда фильм вышел, мы пошли на просмотр, и увидели, что в окончательном варианте режиссер Колосов вырезал мой эпизод. После этого я сказала маме, что никогда в жизни больше не буду сниматься в кино, что все режиссеры вруны.

Но через некоторое время я снялась в одном из первых выпусков Ералаша, затем в фильме “Фантазии Веснухина”, в котором звучит очень известная песня “Куда уходит лето” в исполнении А. Пугачевой. Там я играла такую противную девчонку-задаваку Машу Лукову с бантиками… И только после этого была «Красная Шапочка».

С. К.:- Значит, ты уже была артисткой со стажем. Скажи, пожалуйста, как твои дети относятся к этому фильму и твоей роли?

Я. П.: Младший, Никита меня спрашивает: “Когда пойдем в лес волков пугать?”. Раньше он все спрашивал:
- Мама! Зачем ты пошла в лес? Тебе бабушка говорила, что в лес не ходят?
- Это же кино.
- Я понимаю. Но ты все равно пошла?
- Ну, да.
- Значит, ты была непослушным ребенком.
Он думает, что это были просто документальные съемки на видеокамеру настоящего сюжета. Он не воспринимает это как фильм. Он знает, что я работаю в Останкинской башне. Иногда смотрит передачи, которые я веду.

С. К.:- А какая была реакция у старшего сына в детстве?

Я. П.:- Клим посмотрел первый раз этот фильм, когда ему было 3 года. Мы предупредили его, что в этом фильме играет маленькая мама. По окончанию фильма мы спрашиваем: “Понравился фильм?”. Он отвечает: “Понравился. А где мама?”.

С. К.:- А какие фильмы были потом?

Я. П.:- “Примите телеграмму в долг”, “Суета сует”, “Переходный возраст”… Я снималась в «Ералашах». Потом, перед поступлением в институт, была “Васса Железнова” “Фальстаф”. А в институте – “Узник замка Иф” по “Графу Монтекристо”

С. К.:- А теперь банальный вопрос, без которого нельзя обойтись. Твои дальнейшие планы в кино и на телевидении.

Я. П.:- Планы, конечно, есть. Я хочу вернуться в кино. Был момент, когда мне предлагали какие-то удивительно пошлые и гадкие сценарии, которые меня не устраивали – сплошные стрельбища, убийства. Мне бы хотелось сыграть такую роль, чтобы это было новым явлением. После Красной Шапочки нужно вернуться с победой, либо не возвращаться совсем.

С. К.:- Будем надеяться, что господа режиссеры и продюсеры прочитают это интервью и предложат сценарий, который бы тебе понравился. А ведь помимо работы в программе «Времечко» на ТВ ты еще и преподаешь?

Яна Поплавская

Я. П.:- Я преподаю в Школе Телевидения в Останкино. Это очень большая школа, в которой преподают множество “звезд”. В том числе и Владимир Познер. Я пришла, когда школа только что открывалась. Мне безумно нравится преподавать. Некоторые говорят, что преподавание – это процесс самоутверждения. Для меня это новый этап в жизни. Ведь моя мама так много помогала мне и моим сокурсникам не из-за самоутверждения. Настоящий учитель радуется, когда получается у другого.

И еще, я поняла, что больше всего любишь тех учеников, которые категорически отказываются делать то, что ты хочешь. Самые хулиганистые, самые непослушные, потом оказываются самыми лучшими.

Ученики сидят у меня на полу. Кто-то рисует, кто-то читает. И это здорово!

С. К.: От имени наших читателей я хочу пожелать тебе новых интересных ролей в кино и программ на ТВ. Поздравляю тебя с 25-летием выхода фильма “Красная Шапочка”. Спасибо за интервью.

Сергей Кузнецов

школа кино и тв

Hosted by uCoz