ПОЛЕТ МАЛЕНЬКОГО ЛЕБЕДЯ

ПОЛЕТ МАЛЕНЬКОГО ЛЕБЕДЯ

Этой маленькой, хрупкой девочке приходится с пяти лет работать по 8-12 часов в сутки, доводить себя занятиями до потемнения в глазах, читать книги и учить уроки, сидя на шпагате, чтобы растяжка была хорошая...

Рассказывает мама Надежда:

-До последнего месяца многие даже не подозревали, что я беременная... И все было бы великолепно, если бы не Настина подвижность. Она, еще не родившись, без устали брыкалась, кувыркалась, толкала меня руками и ногами, словно танцевала и торопилась выбраться наружу. Я даже обратилась к врачам: не опасно ли это? Даже запеленать ее было невозможно. В два года усидеть на месте не могла. Однажды оставила ее в манеже, возвращаюсь в комнату - нет ребенка.

Настя :

У меня всегда было шило в одном месте. Я сидела в манеже, мне стало скучно. Подтянулась на руках, залезла на стол, на спинку стула и...оказалась на шкафу. Там было интересно и необычно. Я наблюдала сверху за комнатой, за собакой, видела в окно, что делается на улице. Там и уснула. И только собака подсказала вернувшимся родителям, где меня искать. Представляете, как они перепугались...

Мама:

Когда Насте было четыре года, взяла ее с собой на работу в МГУ. Там у нас готовился фестиваль искусств и не хватало номеров в концерте. Мы об этом говорили с коллегами, не знали, что делать. И вдруг моя маленькая дочь предлагает взрослым людям: "Давайте я станцую умирающего лебедя". Я тогда поразилась: "Разве ты сможешь? Да еще "умирающего лебедя "...

Настя:

Я помню, как в четыре года танцевала на большой сцене. Я импровизировала и ничего не видела и не слышала, кроме себя и своего танца.

-И не было страха перед сценой?

-Нет. Он появляется сейчас. И только потому, что появилось чувство ответственности - я должна. А маленькой я выходила на сцену ради себя. Дети ведь более искренни, чем взрослые. Недаром говорят, что у детей есть связь с космосом. Они более открыты. Дети живут сердцем и душой, у взрослых включается разум. У меня у маленькой душа порхала. Обычно перед выходом на сцену дети волнуются, руки холодные трясутся...А меня мама держала, чтобы я не выскочила от нетерпения раньше времени.

Мама:

Однажды, когда Насте было пять лет, мы смотрели телевизор и она услышала, что детская передача "Утренняя звезда "приглашает талантливых детей на просмотр. Запомнила телефон. Сама (!)позвонила. Вдруг дома раздается звонок с телевидения: "Хотим посмотреть на Настю". Я опешила - ничего не понимаю. Когда они приехали, Настя поставила пластинку с записью музыки балета "Жизель"- сцена сумасшествия! -и исполнила им собственную импровизацию. Потом уже, благодаря "Утренней звезде", ее заметил кинорежиссер Згуриди. Появился фильм "Балерина". Он стал для нее пророчеством.

Настя:

В 6 лет я очень хотела иметь волшебную палочку. После балета "Спящая красавица" это было. Я была страшная фантазерка и мечтала, как с помощью этой палочки сделаю так, чтобы мама с папой не старели, потом чтобы бабушка не старела, и дядя, и тетя, и вся родня. Потом я захотела, чтобы все люди не старели. Не умирали.

Природа создала ее балериной. Ее дар очевиден для всех. Танцевальный и актерский. Она удачливо учится в Государственной академии хореографии. Снялась в двух замеченных зрителями фильмах -"Балерине "и "Маленькой принцессе ", исполнила в них главные роли и получила награды. О чем эти фильмы? О ней самой. О том, что значит -быть маленькой принцессой в наши дни.

Настя:

Первые дни в балетной школе мне все нравилось. Было интересно. Потом...Я думала: приду и сразу буду танцевать. Оказалось, надо стоять у станка, сотни раз делать одни и те же движения. При этом мне педагог говорит: "Настя, тяни стопу, тяни колено, пере- стань смотреть в окно ".А я когда уставала, отключалась и смотрела в окно. В младших классах я жаловалась маме: "Я так устаю, а за окном птички летают, солнышко. Погулять хочется…"На уроке педагоги спрашивали: "Настенька, в чем дело? Почему не реагируешь на замечания?" А я просто была такая голодная - мне бы хоть корочку хлеба.

-Тебя не кормили?

 -Что вы! Первые три года мама с кастрюлями ездила в училище и подкармливала меня. Просто я была на грани своих сил. Ведь я была совсем маленькая, на два года младше своих одноклассниц, а работать надо было столько же, если не больше...

-Какие девочки тебя окружали в училище? Они отличались от тех, с которыми ты дружила раньше?

-Это был другой мир. Темы для разговоров - сплошь танцы, пачки, костюмы, роли. Кому какую пачку шьет мама? Это было важнее всего. Это сейчас мы уже можем говорить и о другом, а тогда...

Мама:

Настя пришла в школу уже известным ребенком - по фильмам и телевидению. А балетная школа -этот особый мир...Там идет постоянное соперничество, конкуренция самая настоящая. На Настю смотрели оценивающими глазами, и если что-то не получалось, сразу отмечали. Она была на виду. Ей, хотя она и была младше других, и поблажек было меньше.

Настя:

Но я сама этого давления не чувствовала.

Мама:

Она была столь мала, что многого не осознавала. Зато уже после трех месяцев учебы она танцевала на сцене Большого театра сольную вариацию "Куколки" из балета "Копелия". Обычно девочкам такие партии дают исполнять через 3-4 года учебы.

Настя:

Я так радовалась,что вышла на сцену...Вот настоящее счастье.

-Преподаватели у тебя строгие?

-С преподавателями мне повезло. Наталья Игоревна Ревич - мой первый педагог. Она учила меня основам классической школы. Я не понимала, насколько это важно для будущей профессии, она мое непонимание преодолевала. Упорно и твердо. Я ее даже боялась, она мне ставила двойки, писала замечания... Даже ставила в угол!

Мама:

Мы с преподавателем об этом договорились -никаких поблажек и скидок. Если надо -наказывать. Настя из-за своей эмоциональности порой не реагировала на замечания. А двойки ее подстегивали. Маленькой она танцевала, как ей хотелось. Привыкла. А преподавателю нужно, чтобы она танцевала так, как положено.На этой почве возникали разные коллизии...

Настя:

Когда я стала постарше, моим педагогом стала Ирина Юрьевна Сырова. Я уже не маленькая была, но все равно хлопот со мной было!.. Понимание, как надо делать и зачем, пришло не скоро. А потом, наконец, появилось чувство ответственности. Раньше его не было. Сейчас я учусь у Софьи Николаевны Головкиной. Она -это живая история русского балета. Ее называют хранительницей традиций высокой классики. Стараюсь не пропустить ни одного ее замечания, комментария или показа, потому что уже знаю -это обязательно нужно знать и уметь.

-Тебе знакомо желание быть лучше всех?

-В первом и во втором классе меня это не волновало. Мама спрашивала: тебе не стыдно быть хуже такой-то девочки? А мне не было стыдно. Но теперь все не так. Чувствую, что не могу быть хуже. Что если делать, то лучше других.

-А подруги по школе тебе как-то выделяют?

-Выделяют - смеются.

-А что нужно делать для того, чтобы быть лучше других ?

-Работать! Это я уже поняла. Одно время у меня был запас от природы. А потом поняла, что он кончился. А новое не наработано.У меня была растяжка, я успокоилась, а потом чувствую - отстаю от других, нога поднимается все ниже и ниже. Значит -мало работала.

-Ты встаешь утром и о чем обычно думаешь? Какое настроение?

-Бодрой и радостной встаю редко. Первая мысль: не хочу в школу. Потом умоешься, до школы доедешь, и вроде ничего. Просто по темпераменту я сова - моя активность наступает вечером. Только в день концерта всегда особенное настроение. В душе какой-то трепет и восторг. Берегу их. Потому что знаю: важно это настроение довезти до концерта. Надо не ослабнуть, не раскиснуть.

-Сильно устаешь? Не возникает мысль -а вдруг не станешь известной балериной и все твои старания напрасны?

-Наоборот. Когда возникает усталость, жалость к себе, мысли, какая я несчастная, на что детство потратила, я себя обрываю и твердо думаю: обязана стать балериной. Хорошей. Очень .Все для этого есть, остальное зависит от тебя.

-Какие события своей жизни считаешь значимыми?

-Поступление в балетную школу. И когда первый раз вышла на сцену Большого. И съемки фильмов, конечно.

-Что у тебя сейчас самое главное?

-Конкурс в Перми. Это тоже случилось неожиданно. Мне приснился сон: Екатерина Сергеевна Максимова пригласила меня на конкурс. Рассказала сон маме, она в ответ меня холодной водой окатила: вообще-то тебе еще рано участвовать, поскольку на этот конкурс допускают только с 16 лет. Но потом вдруг выяснилось, что в этом году нижнюю возрастную границу сняли. Вот какие сны бывают.

-На кого бы ты хотела быть похожей?

-Я бы хотела быть собой. Можно брать пример с кого-то, но для меня главное -быть непохожей.

-Чего тебе очень хочется, но ты себе этого не можешь позволить?

-Много таких желаний. Летом мне хотелось кататься на роликах, но родители говорят: нельзя, ноги переломаешь. Зимой на лыжах - то же самое. Часто хочется пойти на улицу, погулять - времени нет. Люблю кататься на самых рискованных аттракционах. Родители и тут сдерживают. А я люблю это ощущение, когда адреналин играет.

-У тебя нет страха перед будущим?

-Нет. Должно быть все, как надо.

-Мальчики обращают на тебя внимание?

-Обращают.

-А ты?

-А я не знаю точно. Вот в первом, во втором классе - да, было...А сейчас не очень.

 

Есть люди, к которым звезды благоволят. В нужный момент они оказываются в нужном месте, перед ними открываются те самые двери, им встречаются те самые люди. Все идет как по-писаному. Настя, конечно, из таких любимчиков фортуны. Все так. Но ведь сначала надо было придумать самой импровизации на классические хореографические темы: "Ле-бедь", "Кармен", "Аве-Мария", "Дон Кихот", "Эдит Пиаф" и позвонить самой на телевидение. В пять лет. А потом работать по-черному, пахать. Конечно, дар Насти очевиден, но балериной мало родиться - надо еще суметь ею стать.

 

Персона 3 (15),

2000 год

 

Hosted by uCoz