Интервью с Сергеем Крупениковым

Часть 1

Сергей в 2003 году

"Во взрослой жизни стресс под названием "кино" мне было бы не пережить" - говорит человек, в 70-е годы сыгравший на экране героев детских книг Драгунского, Михалкова и Родари. Питерский бизнесмен Сергей Крупеников совсем не грустит оттого, что его кинороли остались в далеком детстве. Но мы все-таки ненадолго вернемся в те годы...

Узнаваемость - отнюдь не комфортна

Должен признаться, что, сколько бы я ни фотографировал своего собеседника, ни одна из фотографий почему-то не оставляет того ощущения, какое возникает, когда видишь Сергея непосредственно. На снимках он один, а в жизни... А в жизни перед тобой сидит просто немного повзрослевший Дениска Кораблев из "Где это видано, где это слыхано" или Джордж Роб-Ронсон из "Дорогого мальчика", а если уж говорить о последнем киногерое из "Волшебного голоса Джельсомино", то тут даже и внешнюю возрастную разницу не очень ощущаешь.

- Сергей, часто ли вам говорят сегодня незнакомые люди: "Простите, мне ваше лицо очень знакомо"?

- Это стало происходить намного реже. Не то, что было после "Дорогого мальчика".

- Но узнают?

- (Вздыхает) К сожалению.

- Почему "к сожалению"?

- Ну, не в этом счастье, не в этом... А вот после "Дорогого мальчика" была ка-та-стро-фа! Режиссер Александр Борисович Стефанович сказал: "После этой картины ты станешь знаменитым". Я вообще не понимал, что такое "знаменитый". И тут началось. Была узнаваемость, было по пять-шесть писем в день... Для меня это был шок! От этого удовольствия совсем не получаешь, наоборот - жуткий дискомфорт. Мне кажется, это - как солнце. Нельзя много лучей, они обжигают! Тем более, мне всегда было очень неудобно смотреть картины.

- Картины со своим участием?

- Да. Стыдно жутко. Хочется уйти в другую комнату, спрятаться... Потому что я не верю тому, что происходит на экране. Есть ведь прекрасные фильмы, где играют дети. Та же Рита Сергеечева, с которой мы снимались в "Где это видано..." Смотришь картины с ее участием и думаешь: потрясающе! я верю! И смотришь что-нибудь другое, видишь все эти детские ужимки... Отвратительное чувство. Вот так же и фильмы, в которых сам был. Все это наложило какой-то отпечаток на мое отношение к кино.

Как все начиналось

- Сергей, как вы попали в кино? У вас семья кинематографическая или театральная?

- И близко ничего к этому не было. Мама - инженер-конструктор, отец работал в жилищной системе. Просто однажды - наверное, по радио - объявили, что для пополнения картотеки "Ленфильма" требуются дети. Видно, кто-то из родственников это услышал, и сначала хотели записать туда моего старшего брата. Но ему что-то было недосуг, и в итоге затащили туда меня. В общем, "завели дело" на ребенка.

Первая картина была на следующий год. "Леннаучфильм" снял научно-популярную ленту на 12 минут под названием "Мальчик и машина". Тогда робототехника полным ходом входила в производство, и вот моему герою приснился робот, который нарисовал его портрет... Я этот фильм всего раза два видел. Думаю, он благополучно пылится где-нибудь в архивах "Леннаучфильма". А потом последовал уже "Где это видано, где это слыхано"...

Маленькое отступление. Эта 26-минутная короткометражка тогда, в 1973-м, еще не прославила Сережу так, как "Дорогой мальчик" в 1975-м, однако волею судеб именно экранизацию "Денискиных рассказов" (и еще "Веселое сновидение") достаточно часто крутят сегодня по ТВ. Наверное, поэтому именно с куплетами "Папа у Васи силен в математике" люди средних лет и сегодня связывают юного актера Сережу Крупеникова прежде всего. Кстати, фильм был снят даже не профессиональным режиссером, а дипломником ВГИКа Валентином Горловым (он потом участвовал в создании сериала о Петрове и Васечкине, снял ленты "Все дело в брате", "Этот негодяй Сидоров"), и на институтском фестивале учебных работ был отмечен как лучшая комедия. На том же фестивале представляли свои студенческие работы молодые Абдрашитов, Грамматиков... В 1975-м году в "Советском экране" Горлов вспоминал, как долго и трудно искал он по Ленинграду исполнителя роли Дениски, как радовался попаданию "в десятку" с Сережей и как Сережа помог ему однажды расшевелить зал, когда нужно было снимать хохочущую аудиторию...

-...Господа, это - режиссерский "пиар", - улыбается Крупеников.- Точно так же Стефанович после "Дорогого мальчика" рассказывал, что выбрал меня на роль американца потому, что я научился у настоящих американцев их характерным жестам. Да не было этого! Он сам меня этим жестам и учил. Вот и на съемках "Где это видано...". Зал действительно не смеялся. Привозили артистов цирка. Но обвального смеха не получалось. И тогда помощник режиссера - женщина уникальная - взяла бразды правления в свои руки и сама стала корчить всякие гримасы. Можете себе представить, как это выглядит со стороны?.. Но зал засмеялся!

Еще сложная ситуация была, когда в конце ленты Мишка с Дениской переживают смену эмоций от слез до хохота. А обыграли все очень просто. Нам сказали, что где-то разбили стекло и свалили вину на нас. "Дожали" почти до слез - и пинком в кадр. А как добиться смеха? И я, и Алексей (Алеша Сироткин, игравший Мишку. - прим.авт. ), пардон, боялись щекотки. В одном случае меня щекотали - он смеялся. Потом мы поменялись местами.

Часть 2

Права на все фотографии этой страницы принадлежат Сергею Крупеникову!

журнальный стол классика

Hosted by uCoz