Кино: как ЭТО делается
- Первые уроки вождения мне дали еще в Ленинграде, на каком-то жутком "Москвиче". А на съемках на самом деле руль мне полностью не доверялся,- вспоминает Сергей. - Все-таки машина импортная, а ребенок небольшой. Педали были у гонщика Микулина, сидевшего рядом (до этого он работал на "Итальянцах в России"), он же поддерживал снизу руль. На заднее сиденье втискивались режиссер с оператором, и мы разгонялись до 70-80 миль. Это серь-ез-но! Сейчас соображаешь: а ведь как рисковал режиссер!.. По сюжету, мы должны были ехать на пробитом колесе, ну нам и поставили какое-то (смеется)... интенсивно изношенное. И вот на повороте машина встает набок, чуть не переворачиваясь. Мне интересно, а потом выясняется, что ситуация-то была... пятьдесят на пятьдесят.
- Когда смотришь ваши роли, то кажется, что этим озорным и добрым героям все в жизни легко. А на самом деле на съемках каково было? Были слезы? Хотелось на все плюнуть?
- Ну, какие слезы, мальчишка все-таки... Конечно, к съемкам относился как к игре, но с возрастом все больше понимал, что это - работа. Рядом взрослые - и они работают. И ты работаешь. Казалось бы - ну, не получился кадр, ну, какие проблемы, это режиссер не то сказал... Не-ет! Это ТЫ сделал брак на съемочной площадке. Это от ТЕБЯ вся съемочная группа ждет результата, а у тебя что-то не получается, хотя тебе за это деньги платят. Актер - все-таки специальность; наверное, понимая это, я и не остался в данной профессии.
- А было такое, чтобы что-то не получалось?
- Последний кадр в моем последнем фильме... Джельсомино совершил революцию, и восторженный народ его подбрасывает. На крупном плане я должен смеяться. А я не могу. Не мо-гу! (Смеется) Вот как сейчас сидеть напротив фотоаппарата и смотреть в одну точку. Мне сложно сконцентрироваться для позирования. Может быть, я боюсь на какой-то миг превратиться в самого себя?..
- В общем, про соблюдение кодекса законов о труде для юного актера умолчим...
- Какие там "четыре часа работы"?! Забудьте об этом! Самый длительный рабочий день на "Дорогом мальчике" у нас начался в 7 утра и закончился полвторого ночи. И на "Джельсомино" работали с утра до вечера. Там ведь из-за смены исполнителя главной роли - до меня снимался какой-то мальчик, кажется из Щукинского, - было упущено время, а снять надо было две серии... Кстати, вспомнил о слезах. На "Дорогом мальчике" моего героя, связанного, гангстеры перебрасывают друг другу. И меня толкнули так, что я попал лицом в песок. Руки связаны. Глаза полны песка. Рядом море. Что делать ребенку? Он бежит прямо в игровых штанах в воду. За ним несется вся съемочная группа, вытаскивают его из воды, несут в гримерную и альбуцидом промывают глазки... Вот тогда были искусственные слезы.
- Значит, неприятных моментов на съемках было все-таки не так много? Больше приятных?
- Это все равно как мальчик упал - и синяк. Ну и что? Пройдет. Память у человека устроена так, что хранит только хорошее. Плохое запоминается, если было уж очень криминальным, а в основном - это мелочи, они уходят.
- Сергей, скажите честно - вам веснушки пририсовывали?
- Да ну что вы! Это еще главному взрослому актеру могут родинку нарисовать. А такое количество? Тут нужен трафарет и краскопульт (смеется)... Хотя, конечно, какой-то грим накладывался. После этого нельзя загорать. Тебе дают шляпу во-от с такими полями, потому что если ты чуть-чуть загорел - лицо становится красным.
- Кое-что из сделанного вами, на мой взгляд, вошло в "золотой фонд" советского детского кинематографа. Например, песенка про дядю Степу из "Веселого сновидения". Вы пели сами?
- Ой, мне медведь на ухо наступил. Пела одна девушка, и я ее первый раз увидел на прогоне картины. Посмотрел, чьим, так сказать, голосом воспользовались... и знаете, почему-то было тоже дискомфортно. В этом фильме я и с первым па танца никак не мог в такт попасть. Выручил Олег Попов. Типа "не мучайте ребенка" - как бы подтолкнул меня, чтобы я "совпал" с музыкой. А то неприличная ситуация получается: Сергей Филиппов сидит в короне, парится, все ждут... Кстати, на "Дорогом мальчике" меня вообще озвучивала какая-то московская актриса: просто озвучка приходилась уже на начало учебного года и ребенку ездить из Питера на "Мосфильм" - это сложно. Но должен сказать, что если бы мы в этой картине "звучали" своими голосами с Сашей (исполнитель роли Жоры Тимохина Саша Елистратов.- прим.авт.), картина однозначно бы что-то потеряла. У меня мама плакала, когда Джордж в финале ленты бегает по старому кораблю и надрывно кричит: "Жо-о-ра!"... Не смог бы ребенок-актер так крикнуть...
Так получилось, что среди множества киношных "хохм" в биографии Сергея две оказались по-своему символическими. Символичным было то, что в самом последнем кадре своей кинокарьеры он с трудом заставил себя смеяться. Под конец напряженной "пятилетки" съемок у юной "кинозвезды" уже была твердая уверенность, что по актерской стезе в жизни он не пойдет. Пусть на съемочных площадках у Сережи не было настоящих слез (или он не расскажет о них никому и никогда, кроме, быть может, мамы?), все равно кино - это, действительно, "смех и слезы". К слову, именно этот фильм и подарил вторую "хохму". Там два главных героя - Андрюша и Чихалья - придя в гости к волшебнику Универу, с жадностью едят бутерброды. На первом дубле этого кадра ребятам выдали бутерброды... с икрой. Потом ассистент оператора тихонько спросил: "Сережа, еще икры хочешь?" Кто бы не захотел! Отснятый дубль объявили браком, и начали снимать по новой. Но увы - новые бутерброды (которые и вошли в фильм) были уже с обыкновенным сыром и докторской колбасой... "Деликатесный" момент на съемках, как видно, кончается быстро.
Права на все фотографии этой страницы принадлежат Сергею Крупеникову!