“Мальчишки и девчонки, а также их родители...”
Уже много лет юные и не очень зрители прилипают к экранам, лишь
заслышав мажорную мелодию. “Ералаш” — это озорное детство и
радостный смех. Как же создаются веселые истории? Об этом
“МК-Классу” рассказали сами актеры и бессменный художественный
руководитель киножурнала Борис Грачевский.
— Борис Юрьевич, вы себя считаете веселым человеком?
— Да, абсолютно. Я сам про себя придумал фразу, что “я хожу по
солнечной стороне жизни”. Что бы ни случилось — надо жить дальше:
работать, строить, созидать, двигаться вперед. И чем больше ты
сделаешь — тем лучше.
— Не тяжело все время смешить?
— Приятно! Это большое наслаждение и счастье, когда есть много
хороших сюжетов.
— Детский юмор — особенный?
— Категорически нет. Правильно поданный юмор — нормальный. И
если талантлив, то будет доступен и детям и взрослым. Мы работаем
для детей, но стараемся делать так, чтобы это было интересно и
полезно их родителям. Нередко в одной истории два-три смысла, и
каждый понимает ее по-своему.
— За тридцать два года существования “Ералаша” юмор сильно
изменился?
— Конечно, очень! Мне часто говорят, что “раньше “Ералаш” был
лучше”. Теперь я воспринимаю эту фразу не как критику, а как
комплимент. Потому что время не стоит на месте и “Ералаш” тоже.
Сегодняшние сюжеты не похожи на то, что было 20—25 лет назад.
Поменялись зрители — стали более умными, свободными, информационно
обеспеченными. Появились новые формы общения: Интернет, компьютеры,
мобильные телефоны. Сегодняшнему зрителю мы рассказываем сегодняшние
сюжеты. Сменились темы — раньше ведь многое было запрещено. “Ералаш”
не стал жестче и страшнее — он просто изменился. У нас будет и
оборотень в форме учителя, которого играет Ефим Шифрин. На Новый год
будет новый двухчасовой блок, где появится Терминатор в исполнении
Владимира Турчинского, который разнесет полшколы. И дух Гоголя,
вызванный детьми на спиритическом сеансе, и их училка, а по
совместительству сотрудница Ночного дозора.
— Как отбираются актеры для съемок?
— Раньше мы ходили по школам и собирали детей там, но сейчас
популярность настолько велика, что любой мальчик или девочка могут
встать на учет в актерском агентстве “Ералаша”.
Желающего вызывают на кастинг и, если он талантлив, будут
давать роли. Так что актерское агентство “Ералаша” ждет вас всех!
— До какого возраста берут сниматься в “Ералаше”?
— С 6 до 12—14 лет. Актерское агентство работает со всеми
студиями и заказами, получает просьбы и предложения. Такие фильмы,
как “Сволочи” и “Кадетство”, почти полностью состоят из наших детей.
Мы делаем рекламу, клипы.
— Не боитесь ли вы родителей, которые во что бы то ни стало
пытаются протолкнуть своих детей на экран?
— Не боюсь — давно научился уже отбрыкиваться. У меня есть
много способов. Например, говорю: “Мне для сюжета нужен страшный
ребенок, у вас он слишком красивый”.
— Какие типажи вам нужны?
— Версия, что нам нужны исключительно рыжие и веснушчатые, —
неправильная. Нам нужны талантливые. Саша Головин, которого обожает
вся страна (в “МК-Классе” было опубликовано интервью с юным актером),
— блондин.
— Трудно работать с начинающими?
— Мальчик, за плечами которого было уже четыре сюжета, играл
вместе с Кларой Новиковой, которая впервые снималась в кино. В
сюжете она играла цыганку и по сценарию говорила мальчику: “Дорогой,
дай я тебе погадаю, всю правду расскажу”. А он ей в ответ: “Отвали,
а?” И Новикова поразилась: “Что это ты со мной так разговариваешь —
я же старше и к тому же народная артистка!” А он не понимает: ведь
если играть, так играть!
— Кем стали “ветераны” “Ералаша”?
— Кто-то стал “Тату”, кто-то — “Глюкозой”, бывшей группой Smash
или Владом Топаловым. Аня Назарева, девочка, запомнившаяся по сюжету,
где она намазалась взрослой косметикой так, что все вокруг падали в
обморок, вернулась в “Ералаш” тридцать лет спустя. Теперь уже в роли
мамы новой героини.
— Борис Юрьевич, а кто придумывает сценарии для “Ералаша”?
— Я жду, когда авторы принесут хорошие идеи. Иногда мы
придумываем все вместе, в боях и работе. У нас есть автор Алексей
Щеглов, который за шесть лет написал около 80 сценариев. Мог бы и
больше, если бы его периодически не сманивали в “Кривое зеркало”.
Второй сценарист, Сергей Георгиев — редактор нашего журнала. Если и
другие авторы, например
Сергей Степанов из Твери. Видим мы его редко, но сценарии от
него получаем регулярно. Вообще, работа идет долго и трудно, а
съемки — всего один или два дня.
— Бывает ли, что дети-актеры сами придумывают что-то для сюжета?
— Нет. Но ребенок может сказать более правильную фразу, чем
напишет автор, такую, которая принадлежит ребенку, а не взрослому.
— Если действие происходит в школе, съемки действительно
ведутся в школе или в павильоне?
— В павильонах мы работаем, только когда нужны сложные
декорации. Обычно снимаем в школе №297. Здесь учились мои дети. Если
мы не привозим известных людей на съемки, например
Максима Галкина или
Дмитрия Нагиева, то во время съемок
в школе все спокойно.
РАССКАЗЫВАЮТ АКТЕРЫ “ЕРАЛАША”:
Аня
Цуканова:
— На “Мосфильм” я попала случайно. Меня занесли в картотеку и
вскоре стали приглашать на маленькие роли. До этого я уже снималась
в эпизодической роли в дипломной работе молодого режиссера
Александра Котта. Да и атмосфера в “Ералаше” такая, что бояться
нечего. О том, смешно ли у нас получилось, мы всегда определяли по
глазам Бориса Грачевского.
Рома Керимов:
— Я позвонил в “Ералаш” и сказал: “Возьмите меня, я очень
смешной”. На том конце провода попросили позвать к телефону
родителей, но дома никого не было. Я оставил номер телефона, на
следующий день маме позвонили: “У вас кастинг”. “У кого? У меня?” —
удивилась мама. Так я и попал в “Ералаш”. Мой первый сюжет назывался
“Перевоплощение”. Ролей у меня было очень много и почти все —
любимые. Я хочу стать режиссером киножурнала — это так захватывающе!
И можно встретить новых интересных людей.
Филипп Авдеев:
— В восемь лет я попал в мюзикл “Норд-Ост”, там познакомился с
Аней Цукановой, и она позвала меня в “Ералаш”. Мне очень понравилось.
Сильнее всего запомнился первый день перед камерами. Я играл
деревенского мальчишку-заводилу. Помните этот сюжет? В нем ребята
играли в прятки и никак не могли найти одного “ботаника”, который
спрятался в библиотеке. Когда играешь, кажется, что это совсем не
смешно, а потом смотришь — весело получилось!
АКТЕР И
РЕЖИССЕР “ЕРАЛАША”:
Федор Стуков:
— Когда мне было пять лет, ко мне подошли прямо на улице и
предложили сняться в фильме “Несколько дней из жизни Обломова”.
Почти сразу после этого — в “Ералаше”, сюжет назывался “Портфель”.
Меня окружали замечательные люди. И я точно знал, что Грачевский не
допустит, чтобы после очередной серии мне было бы стыдно или
неприятно. Он из той редкой породы людей, которые с годами
становятся еще лучше. Кто-то думает, что снять трехминутную смешную
историю проще простого. На самом деле — труднее, чем двухчасовую
комедию.
|