Слезы младенца

"Советский экран", 1986.

Грудных детей в кино играют грудные дети. Среди них попадаются талантливые.

Например, в фильме "Расставания". А. Джигарханян исполнял там роль мужчины, который - в грезах - возвращается в дом, где его ждет брошенная им женщина с младенцем на руках. Стук в дверь - ребенок оглянулся. Джигарханян входит и падает женщине в ноги. Начинает рыдать. Ребенок тоже заплакал. Сначала думали, что это так - случайность. Делают второй дубль. Стук в дверь - ребенок снова тут же оглянулся. Входит Джигарханян и падает в ноги. Рыдает. Одаренный ребенок опять вместе с ним заходится в плаче. Делают третий дубль. Джигарханян стучится в дверь - чудо-дитя оглядывается! Джигарханян сотрясается от рыданий, младенец и тут в слезы! А ведь ему было, подумайте только, всего шесть месяцев.

Но в основном грудные дети, конечно, совершенно бездарны. Сплошная - розовая масса. Тем не менее снимать их любят. Как выразился начальник участка светоцеха "Мосфильма" Ана-толий Алексеевич Архипов, грудной ребенок прекрасен сам по себе. Он, понимаете ли, фарфоровый. Особенно когда съемки идут на натуре. Тогда не то что гримировать - на него и света приходится тратить меньше: ом сам словно бы светится изнутри, и даже скверная пленка к этому фарфоровому излучению оказывается чувствительной - и ребенок выходит как живой...

Самое сложное - заставить ребенка в кадре работать. Это трудно всегда. Но, естественно, особенно трудно приводится с грудинками (так профессиональном в мире кино называют актеров грудного возраста). В фильме С. Самсонова "Одиноким предоставляется общежитие" снимался грудничок. Тоже, кстати, шестимесячный. Но не чета тому, из "Расставаний". По сюжету героиня фильма должна была склоняться над плачущим ребенком. Как его заставить плакать? На него свет направили - думали, что заплачет. А он не заплакал. Свет сняли. Умная бабушка, которая привезла на студию своего внучонка, говорит: "Он очень не любит, когда ему тесемки на чепчике развязывают. Сразу начинает плакать". Поставили свет, подъехала камера, полная тишина в павильоне - развязывают ему тесемки. Мотор! А он не плачет. Раскрыл глазенки, пригрелся в лучах осветительных приборов - и не плачет. Раз десять ему его тесемки завязывали и развязывали. Ну как, как заставить его работать в кадре? Время-то идет. Наконец, чуть ли не на сороковой раз от тесемок же и заревел - тут актриса над ним быстренько склонилась, камера быстренько подъехала, и в темпе вальса отсняли все, что надо: грудника в слезах и артистическую реакцию...

Что бы ни делал грудной ребенок в кадре, этот кадр становится на редкость выразительным. В старом-старом фильме "Мир входящему" актер в форме солдата поднял якобы только что родившегося мальчика на руки в момент, когда тот писал. По замыслу режиссеров и сценариста, он должен был пописать на оружие. Этот кадр стал серьезным художественным образом. И даже, как видите, дал название самому фильму. В новом-новом фильме "Убить дракона" в массовой сцене есть женщина с плачущим младенцем. Грудник от плача разрывается. И, вероятно, для того, чтобы он в кадре плакал как можно дольше, массовочница его будто укачивает, а на самом деле трясет что есть силы.

Грудным детям за их работу киногруппы платят. В смену за голову обычно дают пять рублей. В фильме "Где находится нофелет?" снималось очень много детей: герою мечтается, что он женат и у него большое потомство. Один из народившихся - грудной, прыгает в манеже. В тот день, 13 августа 1987 года, всему "потомству" заплатили по четыре рубля. Зато в другие дни- 9, 22, 30 июня, 21, 27, 28 июля, 26, 27 и 28 августа- по пять рублей. И это понятно: в сцене мечтания дети не работают - сидят на стульчиках и смотрят в телевизор. В другие же дни детям платили на рубль больше, потому что они исполняли подвижные роли на автобусной остановке, в автобусе и на улицах. Они стоили картине каких-то 262 рубля. Очень дешевая фарфоровая натура от десяти месяцев и старше...

Когда человек рождается, участковый педиатр непременно инструктирует родителей, как с ним чадо обращаться. Пока ребенку не исполнился год, далеко от дома - в общественном транспорте - его возить не следует. Детская смертность особенно велика в возрасте до года. Для ребенка в этом возрасте большой труд пососать материнскую грудь. Ребенка нужно держать при неярком свете, около него не нужно громко разговаривать, не нужно приглашать слишком много гостей. В жизни грудного ребенка должно быть как можно меньше сшибок, то есть потрясений. Многие родители переживают бессонные ночи: ребенок все время плачет. Одна из причин - беспокойно проведенный день. Ребенок глубоко переживает дневные потрясения. Вернулся папа с работы, кинулся к сыну, затискал его, набаловался, насюсюкался - и, усталый, счастливый, лег спать, А сын всю ночь плачет. Для него шумная радость отца - потрясение. Он-то его не ждал, не готовился к встрече.

Врач-инспектор Минздрава СССР Наталья Александровна Катаева, которая мне объясняла, что такое сшибка, рассказала случай из своей жизни. Когда ее сыну было шесть месяцев, она повезла коляску всего-то за несколько кварталов от дома, к подруге. Встреча, как обычно, прошла очень мило. Но потом, рассказывала Наталья Александровна, когда вернулись домой, сын выдал такой концерт, так долго и горько плакал. Так долго и так горько, что Наталья Александровна помнит до сих пор. Произошла сшибка: ребенку ласки чужой незнакомой женщины были абсолютно не нужны, он жил чем-то своим...

Каким же образом слабые грудные дети попадают на беспокойные, шумные, многолюдные и пропыленные киностудии? Кто же их туда везет? У кого поднимается рука, чтобы отдать невинного младенца киносъемочной группе - под свет приборов, в толкотню гримеров, осветителей, костюмеров, рабочих-декораторов с их молотками и прочей кинобратии, без которой невозможно снять ни одного кадра, даже простого неба?

В кино мы часто видим крупный план младенца. Чтобы на пленке крупный план получился хорошо, освещенность лица должна быть 1000 люксов. (Освещенность комнаты редко превышает 100 люксов.) Этой тысячи достигают разными способами. Скажем, на съемочной площадке фильма "Гулящие люди", который снимают на Студии имени М. Горького, в один день стояло десять осветительных приборов: четыре по 2 киловатта, три по 2,5 и три по 500 ватт. Итого - 17 киловатт. Четыре прибора давали рассеянный свет, остальные шесть - направленный, то есть светили прямо в лицо. В кадре находился взрослый актер. Когда снимают детей, то, по признанию осветителей, света стараются давать меньше. Не столько из-за боязни навредить их здоровью, сколько для того, чтобы искусственным светом не забить их природной фарфоровости. Но - насколько меньше? Пленка-то требует своего. Наша пленка не идет в сравнение с японской, поэтому освещенность лица обычно превышает 1000 люксов. Тут ни спасет никакая фарфоровость. Единственно, чего стараются избегать при съемке детей, сказали мне, так это направленного света. Но свет направленный - понятие относительное: грудной ребенок в кадре может передвигаться - у взрослого на руках. Не направленный в одну точку площадки свет оказывается направленным в другие, и грудник так или иначе попадает в скрещение световых лучей и получает свои тысячи люксов.

Вообще чрезмерное освещение игровой площадки - это специфика кино и наиболее вредное, что в нем есть. У профессиональных киноактеров от этого иногда заболевают глаза. До нас доходят слухи об операциях, которые они переносят. Не из кокетства, а по необходимости многие из них носят темные очки.

- Понимаете,- сказал в этой связи один из специалистов по свету Студии имени М. Горького, - главное не взглянуть в прибор вот так. - И он показал, как смотреть не надо. - Чтобы свет тебе не ударил в самые глаза. Вот когда в глазах пошли такие, понимаете, черные шарики или оранжевые квадратики, то это плохо...

Видимо, предполагается, что дети грудного возраста, конечно, умеют смотреть на приборы правильно.

Подготовка к съемке продолжается часами. Каждый кадр снимается, как правило с несколькими дублями. А младенца в первые три месяца жизни кормят семь раз в сутки, через каждые три часа. С трех до шести месяцев по шесть раз. Кроме того, ребенок днем много спит. Наилучшим образом ребенок чувствует себя при температуре 18-20 градусов, а на съемочной площадке в павильоне температура поднимается до 25-30 градусов. Таким образом, принести грудного на студию - все равно, что принести на завод. И заставить его не только оглохнуть от грохота, ослепнуть от света и потерять рассудок от многолюдья, но к тому же немного поработать, Правда, не бесплатно. За синенькую.
Так чьи же добрые ручки приносят его на этот завод?

- Сами не догадываетесь, что ли? - спросили меня скорошепотом в актерском отделе "Мосфильма".
- Нет.
- Ну, какая нормальная мать отдаст своего ребенка на студию? Из детского дома их берут.

И дали телефоны двух женщин, ко-торые на "Мосфильме" работают воспитательницами и только тем и занимаются, что поставляют киногруппам детей: привозят, сами с ними при случае снимаются в массовках.

Тамара Васильевна Коробова с грудничками из детских домов старается дела не иметь. Если ее попросили достать грудного, она ищет его на улице: видит женщину, которая катает коляску, подходит к ней и предлагает. С детским домом Тамара Васильевна имела дело, когда обеспечивала массовку для фильма поэта Е. Евтушенко "Детский сад". Автор сценария и режиссер поставил тогда перед ней сложную задачу: чтобы все дети были беленькими. Такие нашлись в детском доме на Рублевском шоссе, 89. Там содержатся дети дошкольного возраста. Для фильма о войне детдомовские оказались в самый раз...

Татьяна Андреевна Большева с детскими домами тоже дела не имеет с тех пор, как для фильма "Про любовь, дружбу и судьбу", съемки которого проходили в Алма-Ате, взяла детей из местного детского дома. И взяла-то не дошкольников, а школьников, взрослых ребят! Эти взрослые ребята устроили такое! Они должны были играть беспризорников, но надо было видеть, как они плакали на съемках. Они решили, что это их снимают, какие они беспризорники, Другое дело - домашние дети. Для этого же фильма Татьяна Андреевна поставила четырехмесячного. Встретила его с мамой в Филатовской больнице, поговорила с мамой, та дала согласие. Хотя сама Татьяна Андреевна с грудными безродными дела не имела, но на съемках "34-го скорого" видела одного такого. Он был с детдомовской медсестрой. Медсестра попалась странная: когда ехала на студию, думала, туда-обратно, и не взяла для него питания. Он в крик - и вместо того, чтобы работать, все бегали по студии и искали молоко. Достали немного кефира...

В Главном управлении здравоохранения Мосгорисполкома, в ведении которого находятся дома ребенка и где работники кино должны регулярно получать письменное разрешение на "пользование грудными детьми из государственных фондов", документации на этот счет не копят. Да и нет никакой документации. Просто представитель киногруппы приезжает в Главздрав со своим письмом, а врач-инспектор детского управления Инна Федоровна Надворская ставит на нем резолюцию. Затем представитель кино группы начинает разъезжать по детским домам, домам ребенка и т. п. и подыскивать "типаж". Из каких домов берут, кто конкретно снимался - ничего в управлении не знают. Из разговора с Никой Федоровной я понял, что приезжать сюда с письмом уже давно вообще не обязательно: однажды получив резолюцию, ассистенты режиссеров вступают в дружеские, многолетние контакты с работниками детские домов и впредь обходятся без резолюций. Дружба тем скорее переходит в любовь, что "сделка" обоюдовыгодна: детский дом тут же, на съемочной площадке, получает деньги, а киногруппа в любой момент - "типаж".

С трудом, через несколько дней, замотанная Нина Федоровна все-таки вспомнила один дом, куда когда-то давала направление: им оказался дом ребенка № 6.

Дом ребенка №6 - это дом-карантин. Младенцы находятся там всего 21 день. За это время на них оформляют разные документы. После этого их распределяют по детским домам. Юрисконсульт дома Наталья Георгиевна Борзых очень подробно рассказала о порядке выдачи пищащих конвертов: поскольку на это требуется согласие родителей, но родителей не всегда достанешь быстро (уж такие там родители, сами понимаете), а работники студий вечно спешат, то на съемки отправляют грудных подкидышей. За некоторых уж совсем некому слова замолвить. Ведь до сих пор есть люди, которые бросают своих новорожденных детей на вокзалах, у дверей чужих квартир, в подворотнях, на лавочках... В доме № 6 не считают, что, отправляя детей на студию, делают что-то недозволенное. Кто конкретно снимался? Ну, этого никто сказать не сможет, дети-то бывают там проездом, всего 21 день, разве каждого упомнишь...

Заместитель начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР Николай Николаевич Ваганов очень заинтересовался вопросом участия несмышленых детей в съемках. То, что Минздрав никогда не издавал приказов об охране грудных детей от съемок, это точно, сказал он. Не давал и разрешений. Узнав, что я собираюсь писать статью о произволе студий и медицинских работников в отношении грудных детей, Николай Николаевич сказал:

- Ну что ж, желаю вам удачи.

Грудные дети на экране публично, у всех на виду плачут часто (это очень выразительный кадр в фильме о войне, о разводе, о производственном конфликте, о школьной реформе, о борьбе за новое в сельском хозяйстве), но педиатры еще никогда не интересовались этим детским плачем. В кино они приходят отдыхать от работы. Получилось, что саму мысль об охране детей-подкидышей педиатрам подал я. И в ответ мне пожелали удачи.

"Натуральных" грудных детей снимают в кино уже десятки лет, но я до сих пор не знаю фильма, где бы без этого дешевенького сентиментализма нельзя было бы обойтись. Какую миссию выполняют в кино грудные дети-актеры, не понимающие замысла режиссера? Какое в этом искусство? Даже мебель в кадре смотрится более осмысленно- ее делал художник специально для этого фильма. Грудной ребенок не делает кино! Он даже не понимает, где находится!

На студии "Ленфильм" сняли картину "Джек Восьмеркин - "американец". На протяжении всего фильма там бегает глава коммуны с ребенком на руках. Боже мой, как бегает молодой темпераментный актер. Как дрыгается у него в руках нежнейшее создание! Да не одно- по ходу фильма ребенок из грудного превращается в босоногого мальчишку. Ребенок растет на глазах у публики. В этом, как мне объяснили, был замысел режиссера: ребенок уже вырос, а споры в деревне все идут. А нельзя ли было ту же самую мысль выразить более гуманными способами?

В древнем театре роли грудных детей до сих пор играют тряпки, свернутые реквизитором наподобие тельца ребенка. Никому в голову не приходит приносить на сцену настоящих детей. Актеров в театральных школах даже специально учат обращаться с "детьми" относиться к тряпочному свертку как к живому и слабому, ставят за это отметки.

Но в кино любят, наоборот, все настоящее: актеры по-настоящему едят, по-настоящему смотрятся в зеркало, по-настоящему раздеваются догола, тут должны быть настоящие роды, настоящие дети, настоящие арбузы, на стоящие слезы...

Настоящие слезы младенцев.

Вячеслав Басков

Вы станете обаятельной. Мы выполняем увеличение груди стоимость поражает. . Из цветного стекла торшер Киев купить излучает приятный свет.

Hosted by uCoz