- Ангелина, после первой значительной роли вы ждали приглашения на следующую?
- Конечно, ждала! Я просто была уверена, что меня обязаны пригласить на съемки снова.
- Серьезно?
- Серьезно. Не то что ждала - я ЗНАЛА, что это случится. Этакая маниакальная упертость (улыбается).
- Не симптомы ли это "звездной болезни"?
- Не могу сказать, что это "звездная болезнь", но... (задумавшись) В моем классе только я снималась в кино. В моем окружении только я выходила на съемочную площадку. И, естественно, я ощущала некоторое...
- Превосходство?
- Не превосходство, а ОТЛИЧИЕ от остальных сверстников. Это именно я, а не Маша Петрова или, допустим, Таня Иванова, работала с настоящими артистами и знаю, как делается кино. Но на самом деле это чувство очень быстро проходит. Как только возвращаешься со съемок, идешь в школу и кружки - сразу же с небес на землю спускаешься.
- Кто-то помогает "спуститься"?
- Наверное... Мне директор школы запретила говорить, что я снимаюсь в кино. Более того, она поначалу даже вообще не отпускала на съемки. Родители пошли меня отпросить на всю первую четверть четвертого класса, на что директриса - коммунист старой закалки - ответила: "У нас математическая школа, и нам артистки не нужны!". Что делать?! Вся группа уже сидит в Бакуриани и ждет... Родители пошли в районо, и начальник районо сказал - "пусть девочка снимается, этим она принесет больше пользы, потому что дети посмотрят хороший фильм и сами станут лучше". Тогда меня отпустили, но строго-настрого запретили говорить, что я снимаюсь в кино, и велели придумать историю, что я поехала в санаторий.
- И как же все открылось?
- Надо отдать должное - я молчала. Молчала до тех пор, пока фильм не вышел и все не увидели меня на экране. А ведь прошло года полтора... Представляете (смеется): ребенку, как партизану на допросе, молчать о таком! А какая реакция была, когда все открылось, я, честно говоря, уже не помню. По-моему, классная руководительница была не очень довольна - ведь даже она не знала до этого, что я снималась. Ну, еще кое-кто из преподавателей пытался показать, что оценки, которые мне поставили тогда в Бакуриани, не соответствуют моим познаниям. Но я работала над собой и доказывала, что оценки мне ставили не зря.
- А узнавание на улицах было?
- Естественно, дети из моей школы, из соседних школ, собаководы, с которыми я встречалась вечерами, выгуливая собаку, - узнавали. Но чтобы на Невском ко мне бросались незнакомые люди с криком (смеется): "Ангелина! Дай автограф! Я жизнь за него отдам!" - такого не было.
- Итак, вы были по-детски уверены, что кино о вас еще вспомнит?
- Да. И следующий фильм не заставил себя долго ждать. Это был "Макар-следопыт", который ставил на "Ленфильме" Николай Ковальский.
- Снимался он, по-моему, на Украине?
- В том числе и на Украине. Хотя кое-что делали в Питере. Например, проезд на автомобиле к харчевне - это Питер. Причем опять минусовые условия, практически зима, снег разгребали. Мы с актерами садились в машину в шубах, а приближаясь к камере, быстро скидывали их и секунд тридцать мужественно терпели холод. А подъезжала машина к дверям харчевни... уже в Киеве. Обычная для кино ситуация: где что смогли, там то и сняли, а потом смонтировали воедино.
- Чем запомнились съемки этого фильма?
- Прежде всего, конечно, тем, что я познакомилась с потрясающим актером, ныне покойным Олегом Борисовым. Это человек такой доброты, что даже не знаю, как передать словами. Удивительный артист, удивительная личность, с ним было очень приятно работать! Мы вместе скакали на лошадях, тренировались, угощали друг друга - я его конфетами, он меня яблоками, беседовали о всякой ерунде. Он меня спрашивал о школе, о каких-то моих кружках... Еще, конечно, запомнилось то, что сюжет этой картины связан с Гражданской войной и носит полудетективный характер.
- "Макар-следопыт", говоря сегодняшним языком, - это фактически римейк "Неуловимых мстителей". Здесь тоже "задают перцу" белым совсем юные красные разведчики. Хотя не знаю - проводили ли авторы для себя параллель с легендарным фильмом 60-х?
- Боюсь, что "Новыми неуловимыми" этот фильм стать не смог. Это место ни одна картина не займет. Хотя, наверное, задумка сделать что-то наподобие вторых "неуловимых" и была.
- В отличие от "Звездного мальчика", здесь много трюковых сцен. Как все это снималось?
- Наш Макар - Максим Минин (тоже, кстати, ленинградец) - специально учился верховой езде, так что на лошадях он ездил сам. Но какие-то трюки, наверное, выполняли каскадеры - там их была целая бригада. В том числе снимался в качестве каскадера сын нашего помощника режиссера Филипп Школьник. Я почему вспомнила это имя - недавно шел какой-то фильм, то ли "Опера. Хроники убойного отдела", то ли что-то в этом роде, и я читаю в титрах: "каскадер Филипп Школьник". Думаю: надо же, наверняка это тот Филипп, который тогда в трюке вместо Максима сыграл - ехал за автомобилем в привязанном корыте. Он старше меня, может, на пару лет.
- Какова была детская "компашка" на "Макаре-следопыте"?
- Она, на мой взгляд, не очень сложилась. Возраст уже немножко другой, и мальчики-исполнители главных ролей - Максим Минин и Сережа Савватеев - предпочитали общаться друг с другом, у них хватало каких-то своих, мальчишеских тем. Да и съемочных дней у ребят было больше, чем у меня. Я общалась больше с Игорем Даниловым - он играл моего старшего брата - и с Олегом Ивановичем Борисовым.
- Вскоре после выхода "Макара-следопыта" ситуация в нашей стране очень изменилась. Гражданская война стала восприниматься скорее как национальная трагедия, деление на "наших" красных и "чужих" белых постепенно исчезло. И фильм этот - не то чтобы "идеологически неверен", но как-то... не в струе теперь.
- Может быть, он и "не в струе", но история остается историей. И даже если исторические оценки поменялись, то сюжет этой картины, думаю, они не затрагивают. О чем фильм? Да о детях, которые, по большому счету, просто развлекались. Раньше они играли в индейцев. Потом им стало интересней играть в красных разведчиков. Вы заметьте, в этой картине, по-моему, никого не расстреляли! Фильм детский, не жестокий, и предмета идеологии как таковой в нем не было.
- Как и претензий на историческое исследование...
- Совершенно верно.