ДЕВОЧКА С ИМЕНЕМ
интервью с Ангелиной Полянчуковой

Ангелина в 2005 году
"...И он подошел к водоему и поглядел в него, но что же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки. И он бросился ничком на траву и заплакал и сказал:
- Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери и прогнал ее, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду ее. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя.
Тут подошла к нему маленькая дочка Лесоруба, и положила ему руку на плечо, и сказала:
- Это еще не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя..."


Вот, собственно, и все. В литературном первоисточнике про эту героиню практически больше ничего не сказано. Да и вся сказка занимает в уайльдовском собрании сочинений не более двадцати страничек. Но кинорежиссеру Леониду Нечаеву и его сценаристу Инне Веткиной, видимо, было уже не впервой делать из малого большое. Сотворив однажды из небольшой сказки про Красную Шапочку популярный двухсерийный фильм, они и из двух небольших сказок Оскара Уайльда - "Мальчик-звезда" и "День рождения Инфанты" - сделали более чем двухчасовую ленту "Сказка о Звездном мальчике".

Фильм, надо сказать, получился особенный. В отличие от других работ знаменитого киносказочника (и словно вопреки названию) здесь не было "звездного" актерского состава. Но, с другой стороны, актерская игра, музыка, пейзажи неурбанизированной природы - все создавало удивительный "сплав". Фильм, главной темой которого была Человеческая Красота, получился действительно красивым. Красивыми были и снимавшиеся в нем дети. В том числе ясноглазая исполнительница роли дочки Лесоруба - ленинградская школьница Ангелина Полянчукова. Из пары фраз уайльдовской сказки в сценарии и на экране родился образ озорной, смешливой, доброй и честной девчонки, которая вместе со своими братьями и взрослыми помогала главному герою победить свою заносчивость и гордыню.

Ангелина в фильме *Звездный мальчик*

Более того, она единственная из всех героев этого фильма имела не условное, а человеческое имя - Эля.

...У Ангелины и сегодня съемки "Звездного мальчика" остаются самым стойким воспоминанием о кинодетстве. "Работать приходилось в условиях, которые применительно к ребенку смело можно назвать трудными. Снимать поздней осенью лето и изображать в минусовую температуру радость по поводу жары... И потом, с позволения сказать, "отель", в котором наша группа проживала, - это была тренировочная база горнолыжников - имел не самые лучшие санитарные условия. Когда спортсмены оттуда съехали, а мы еще оставались, все крысы снизу "ломанулись" к нам наверх", - вспоминает Ангелина. И смеется. В самом деле, что такое эти бытовые неурядицы на фоне нескольких месяцев настоящего праздника - работы с хорошим режиссером и в хорошей детской компании!

"У ТЕБЯ СЛИШКОМ ДОБРЫЕ ГЛАЗА"

- Ангелина, "Звездный мальчик" для вас был первой картиной?

- Нет. В семилетнем возрасте я занималась хореографией в Ленинградском Дворце пионеров, и в какой-то момент туда пришла помощник режиссера набирать массовку на фильм "Я - актриса". Это лента о великой русской актрисе Вере Федоровне Комиссаржевской. А я в детстве была очень похожа на актрису Наталью Сайко - она играла Комиссаржевскую. И меня взяли играть ее сестру в детстве... К сожалению, за столько лет я ни разу не посмотрела этот фильм полностью, поэтому даже не могу точно сказать - видела я себя там или нет.

- Но все равно какие-то воспоминания от съемок в семь лет остались?

- Очень хорошо помню: я как раз, по-моему, болела и не ходила в школу, и вот в сопровождении мамы приехала на съемочную площадку в театр... Нас, девочек, снимавшихся в данном эпизоде, нарядили в платья соответствующей эпохи. Платье было неудобное, на крючках, а еще было велено соорудить какую-то не очень приятную прическу. Тем не менее я мужественно терпела. Ждать своей очереди на съемку пришлось долго. Мы приехали в театр в районе полудня, а возвращались домой глубоко за полночь. Метро уже не работало.

- Сразу видно - ответственный ребенок...

- О да, чувство ответственности проявлялось во мне с детства (улыбается).

- После этой картины и был "Звездный мальчик"?

- Совершенно верно. На пробы в "Звездный мальчик" меня пригласили в 1982 году. Я оканчивала третий класс, мне было девять лет.

- У Леонида Нечаева, конечно, снимались и ленинградские дети - взять хотя бы Дениса Зайцева из "Рыжего, честного, влюбленного". Но в основном все-таки московские и белорусские ребята. Как же получилось, что вы, тоже ленинградка, попали к Нечаеву?

- Это для меня до сих пор загадка. Видимо, Леонид Алексеевич, искал детей по всей стране. А поскольку после фильма "Я - актриса" меня, если так можно выразиться (улыбается), "поставили на учет", то, наверное, увидев мои фотографии на киностудии "Ленфильм", он и решил, что меня можно попробовать... Изначально шли разговоры, что меня возьмут на роль Инфанты, что меня несказанно радовало - как любой девочке, мне ужасно хотелось быть принцессой. Но Леонид Алексеевич, как сейчас помню, сказал: "У тебя слишком добрые глаза, поэтому будешь играть Элю, а Инфанту мы найдем". Эля, по его словам, очень добрая девочка, которая старается всем помочь. В общем, как бы я ни хотела сыграть принцессу, а все-таки спасибо режиссеру, что он утвердил меня на эту роль.

- Что приходилось делать на кинопробах? Как Нечаев отбирал детей?

- Как он отбирал по картотеке, я не знаю. А на пробах в павильоне стояло некое подобие лестницы, на которой сидели я и двое моих "братьев" по фильму. В преддверии то ли Нового года, то ли Рождества каждый из нас говорил - какие бы он хотел получить подарки. Моя героиня хотела белую шелковую ленту...

-...один из братьев - краски, а другой - чтобы все, наконец, улеглись спать. Так и в фильме было.

- Да. И мы всем составом с этих кинопроб перешли на съемочную площадку. Дима Волков сыграл старшего брата. Игорь Сысоев - младшего, маленького художника.

- То есть и вы, и ваши "братья" в этом фильме - все ленинградцы?

- Да. Дима на год старше меня, Игорь - на год младше. А в общем-то - примерно одного возраста.

"ПО БУТЫЛКАМ - ОГОНЬ!"

- И как же детям в таком неспокойном возрасте объяснить - что от них требуется на съемках? Тем более в картине, где сюжетных поворотов не очень много, а больше душевной игры и философской тематики.

- Надо отдать должное колоссальному терпению Леонида Алексеевича: работать на площадке с такими балбесами (смеется), которые то и дело отбиваются от рук, - достаточно сложно. Он с каждым из нас проводил разъяснительную беседу, терпеливо втолковывал, что требуется создать в той или иной сцене. И, видимо, все это делалось очень доходчиво, потому что большинство сцен мы снимали с первого дубля. Не помню, чтобы Нечаев кричал - мол, "бездари, ничего не понимаете".

- А применял ли он прием, который используют некоторые режиссеры? Как, например, заставить ребенка в кадре заплакать? "Поплачь, пожалуйста". - "Не буду плакать". - "Ах ты, такой-сякой, урод, тупица...".

- Нет, провокаций с его стороны не наблюдалось. Более того, он нам давал полную свободу вне съемочной площадки, чтобы мы могли правильней вести себя перед камерой, не были бы закомплексованными.

- Например?

- Ясно, что у детей в киноэкспедиции должен быть как-то урегулирован вопрос с учебой, чтобы по возвращении домой они могли в своих школах по программе отчитаться. Съемки проходили в Бакуриани, и нас всех поначалу отправили в местную, грузинскую, школу. Я сходила туда один раз и сказала маме, которая со мной на съемки поехала: "Я туда больше никогда не пойду, потому что там все дети кричат". Ну, понятно - южане народ эмоциональный... В результате Леонид Алексеевич решил, что не мы в школу будем ходить, а учителя - к нам в гостиницу.

- В тот самый "отель"?

- В тот самый. К нам приходили учителя математики, русского, английского. А поскольку возраст у нас был примерно один - третий-пятый класс, - то занимались мы вместе. Но если бывали ночные съемки - тогда устраивался, можно сказать, детский скандал: "В этот день и на следующий учителей не принимаем!". Режиссер кивал головой и шел нам навстречу: да-да, для ребенка это тяжело, поэтому на сегодня-завтра уроки отменяются. Так мы (смеется) манипулировали нашим постановщиком, как могли, выжимая из него все соки.

Кстати, о соках. Рядом находился известный центр "Боржоми", и спортсменам, жившим в нашем "отеле", привозили оттуда минеральную воду. И нам тоже. В столовой к завтраку, обеду и ужину на всех столах стояли бутылки с минералкой. А на внутреннем дворике "отеля" пустая тара складировалась... По-моему, был период плохой погоды, когда несколько дней не было съемок, и мы маялись от безделья. И тут кто-то из ребят предложил: "А давайте бить эти бутылки!".

- Сколько этой тары там было-то?

- Достаточно. Целый склад для обмена... Так вот, кто-то предложил, все, естественно, идею живо подхватили - и мы раздолбили если не весь склад, то значительную его часть. Директор "отеля" пожаловался режиссеру. Режиссер ответил: "Да бог с вами, батенька, это же дети, они мне нужны на съемочной площадке свободными. А что ваши бутылки?..". Наверное, нам сделали какое-то внушение, но более серьезных последствий битье стеклотары не имело.

- Вы сговаривались друг с другом в детской "компашке" на съемках?

- Конечно. Причем у нас была очень слаженная команда, мы поддерживали друг друга, и у нас никогда не возникало никаких ссор.

- Значит, в эту "компашку" входили вы, Дима Волков, Игорь Сысоев...

Ангелина и Игорь Сысоев (Художник) в фильме *Звездный мальчик*

-...сам "Звездный мальчик" Паша Чернышев - он москвич, и Ваня Пчелкин, игравший Карлика, - он ленинградец. У нас была еще Лариса Пономаренко - Инфанта, но в период наших съемок она приезжала всего на несколько дней, ее снимали в основном летом... Вот такая у нас была "банда" (смеется).

- Интернет выявил довольно много поклонников исполнителя главной роли в этой картине. При этом поползли слухи, что якобы он и в жизни, на съемочной площадке, был таким же неприятным, как его герой в первой части фильма. Но это слухи. А в действительности?

Ангелина и Павел Чернышев (справа) в фильме *Звездный мальчик*

- Ой, не могу сказать, что Паша Чернышев был неприятным типом! Или что он был заносчивым, грубым, амбициозным. Нет. Нормальный мальчик. Работал, как все.

- "Звездный мальчик" - его единственная роль?

- Не знаю, снимался ли он где-нибудь потом. Я его с тех пор не видела. Но до этой картины он точно нигде не снимался. Интересная деталь: Паша, по-моему, был из той же московской школы, в которой когда-то учился сам Нечаев.

- Некоторым эта лента не нравится. Но я люблю ее пересматривать. Она спокойная и очень красивая. А вы ее часто смотрите?

- Крайне редко, потому что редко показывают. У меня была кассета с этим фильмом, но я дала кому-то посмотреть - и ее "заиграли". Надо купить новую, переписать на DVD и смотреть каждый вечер, говоря себе (смеется): "Боже, какая я красивая! Какая талантливая! И что это режиссеры на меня внимания не обращают!"... Ну а если серьезно, то заметьте, что даже отрицательные герои в этом фильме в конце концов становятся хорошими. Пройдя через огонь и воду, через медные трубы и слезы.

На страницу 2

от производителя опалубка колонн

Hosted by uCoz